Международная интернет-конференция «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ»
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Администратор сайта
Попова Ю.Б. Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Администратор сайта - Среда 21 Ноябрь 2012, 12:56
 

Доклад: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ

Авторы: Попова Ю.Б., Яцынович В.В.

В докладе рассматривается разработанная и используемая на факультете информационных технологий и робототехники Белорусского национального технического университета система управления обучением. Система позволяет автоматизировать и значительно упростить процессы проведения лабораторных занятий, курсового и дипломного проектирования, тестирования знаний студентов, формирования учебно-методических материалов, наблюдения за успеваемостью и др. В настоящее время система доступна в локальной сети БНТУ по адресу http://Lms.fitr.bntu.by.

Изображение пользователя Владимир Галынский
Re: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Владимир Галынский - Среда 21 Ноябрь 2012, 12:57
 

Мне хотелось бы поинтересоваться про вашу Lms.fitr.bntu.by, поскольку достау к локальной сети Вашего УВО нет и нет возможности посмотреть на нее в живую.

Читая функционал, перечисленный в статье, я сравнивал его с возможностями LMS Moodle. В принципе все что вы описываете можно реализовать и там: роли, группы, права доступа, возможность создания материалов, тестирование, задания и т.п.. Единственное, чего нет в Moodle (в стандартных модулях) — создание графика лабораторных работ, но скорее всего такой модуль можно было найти среди тысяч дополнительных плагинов, либо разработать его. 

Мне кажется вы слишком ограничили себя и преподавателей, создав свою систему, а не используя уже готовую, в которой нужно было доработать 1-2 модуля.

У вас всего 3 вида тестов (выбор из нескольких вариантов и ввести свой ответ) — Moodle предлагает более 15 видов тестов, что намного интереснее и студентам и преподавателям (например, тест на расстановку по порядку, на нахождение объекта на картинке, встроеные вопросы — встраивать в текст пропуски которые нужно заполнить ответами, ответ в виде формулы, и др.). Что такое лекция в вашей системе? просто одна/несколько страниц с материалом в html? Можно ли там задать нелинейную структуру, учесть предварительными вопросами уровень подготовки студента и отправить его по его собственной индивидуальной траектории? а в лекции Moodle такое можно сделать. 

Изображение пользователя Юлия Попова
Re: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Юлия Попова - Четверг 22 Ноябрь 2012, 21:55
 

К моему глубокому сожалению, в настоящее время наша ЛМС не доступна через Интернет, хотя прошлые два учебных года неплохо там функционировала, что особенно нравилось студентам-заочникам. Ну, ничего, мы над этим работаем улыбаюсь.

Вы действительно правы, указав на некоторое сходство функционала ЛМС ФИТР и LMS Moodle. Но вряд ли в последней можно организовать управление процессами дипломного или курсового проектирования, разработкой проектов на уровне системы документирования и отслеживания ошибок в ПО (в данной статье это не описано, но имеется ссылка на [3] - мы ведь программистов готовим), архивацией работ, обменом сообщениями и др. Более того, именно после знакомства с LMS Moodle в 2009 и возникла идея создания своей ЛМС, заточенной под свой специфический учебный процесс, характерный для нашего технического вуза и в частности факультета. Лично для меня LMS Moodle в то время показалась слишком запутанной и сложной, избыточной по функционалу - это объяснимо, ведь она разрабатывается группой энтузиастов, не работающих в наших вузах. Доказательством сложности системы могут служить неоднократные фразы на форумах этого сайта о семинарах по работе с LMS Moodle, т.е. сам и с первого раза не каждый и сможет разобраться улыбаюсь. А это вряд ли является ее достоинством.

Поэтому считаю, что мы не ограничили наших сотрудников функционалом, а наоборот, расширили его и адаптировали к нашей специфике. Мы изучили и другие ЛМС, рассмотрели их достоинства и недостатки и попытались все учесть в нашей ЛМС.

Что касается именно тестов в нашей системе, то пока их действительно 3 вида (выбор одного или нескольких вариантов, альтернативный вопрос, ввод ответа с клавиатуры). Но даже в таком наборе возможен тест на расстановку по порядку и на вставку пропусков в текст. Активно работаем сейчас над картинками и формулами. А количество более 15 видов тестов - все ли они используемы на практике?

Лекция в нашей системе. Может встречаться в системе в 3-х видах:

- указать список тем и кол-во часов для них;

- дать возможность скачать;

- создать лекцию через встроенный в систему веб-редактор, другими словами мини Word   по сети  (собственная разработка). Это возможно в разделе учебно-методические материалы, т.к. первоначально задумывалось для создания электронных книг (с главами, разделами и т.д.). Некоторую нелинейную структуру там задать можно, но опросника пока нет - это задача моего нынешнего магистранта. Надеюсь, скоро будет.улыбаюсь

В заключение хотелось бы выразить уважение всем преподавателям, которые пользуются LMS Moodle - для школ и гуманитарных дисциплин достойных альтернатив на сегодняшний день я не вижу. А у нас на факультете информационных технологий и робототехники есть возможность создать свою систему, более удобную для нас. Мы это и попытались реализовать.

   

Изображение пользователя Владимир Галынский
Re: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Владимир Галынский - Пятница 23 Ноябрь 2012, 00:06
 

Спасибо за такой подробный ответ.

Конкретно про управление процесами в Moodle нигде не видел (хотя я и не искал специально), для этого уже нужно более серьезные коммерческие проекты использовать проекты, но раз вы смогли разработоть то что вам нужно "с нуля", то доработать стандартный мудловский модуль "задание" или другой похожий вашим магистрантам было бы не намного сложнее, а остальные функции уже были бы готовы.

Мудл сейчас занимает половину рынка всех LMS в мире, активно разрабатывается, востоянно выходят новые версии, заплатки безопасности к старым, это не просто несколько энтузиастов, которые пишут код на коленке (так начиналось, но сейчас все серьезно). Есть ли гарантия, что ваши магистранты не оставили "черный вход" в систему, и продают потом правильные ответы студентам? Мудл по крайней мере в этом защищен.

Насчет сложности — есть простые инструменты, линейные (одинарные или структурированные) материалы, везде куча настроек, которые сразу не понятно для чего нужны и где их можно использовать. Пока не применять на практике со студентами - и не угадаешь, что может пригодится улыбаюсь . Но есть несколько достаточно сложных и запутанных на первый взгляд модулей, множество опций, которые позволяют создать все что угодно, ну почти, все на что хватит фантазии.
Когда мы проводили семинары для преподавателей — такие сложные элементы плохо усваивались, все начинают с простых, так что потом мы сложно упомянали только всколзь, без подробностей, а если понадобится — везде есть хелп, можно прочитать и разобраться, или позвонить нам и посоветоваться улыбаюсь.

Мудл не только для гуманитариев, это миф! в мудл легко включаются формулы, либо в TeX, либо еще в 2-3 других форматах (я устанавливал эти плагины), проблем нет (естественно в техе можно писать и тестовые вопросы и ответы, использовать картинки и все возможности html). Встриваются аплеты, например из геогебры или математики, так что вести математическую или физическую дисциплину становится очень удобно. 

Сам веду Электродинамику и уже 3 год сопровождаю обычные занятия курсом в мудле. И возможность создать любой вопрос из 12-15 типов очень помогает. Мне лично очень не нравятся классические тесты (1 из четырех, несколько из четырех, короткий ответ). Учитывая коммуникацию студентов между собой — ответ они будут знать после 3-4 попытки. Интереснее задать вопрос переменными и формулой в ответе, задать генерацию нескольких десятков переменных, чтобы у всех был свой собственный вопрос (я при этом создаю только формулы, и задаю сколько вариантов сгенерировать). Порядок вопросов и порядок вариантов ответов, естественно, каждый раз разный, нет смысла запоминать 1-а, 2-с и т.д. Записать решение задачи в 5-8 строк и попросить расставить их так, чтобы получился пример ? не зная не расставит, а если расставил — то как минимум прочитал пример и понял логику решения.  А попросить студентов пояснить что-то (написать эссе) — это для них просто шок! 
Когда есть выбор в тестах — придумывать тесты становится увлекательным занятием, сейчас я усовершенствую курс, разрабатываю нелинейные тесты на основе модуля "Лекция", с индивидуальной пеагогической траекторией и вот там у меня связаны руки —можно использовать только стандартные виды тестов грущу приходится изголятся, выкручиваться, и это ограничение сразу чувствуется, хочется сделать и так и так и так.. а приходится все упрощать.

Изображение пользователя Юлия Попова
Re: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Юлия Попова - Пятница 23 Ноябрь 2012, 18:05
 

Вам тоже спасибо за комментарии.

Что касается "черного хода", то взломать можно, что угодно, было бы желание и возможности улыбаюсь

А про тесты могу сказать, что это всего лишь один функционал из ..., предлагаемых нашей ЛМС, и, наверное, не самый основной. Ведь в учебном процессе кроме тестирования знаний студентов существует множество других составляющих, не менее важных, но мало в каких ЛМС рассматриваемых.

 

 

 

 

 

Изображение пользователя Валерий Юкевич
Re: Система управления обучением факультета информационных технологий и робототехники БНТУ
от Валерий Юкевич - Вторник 27 Ноябрь 2012, 13:45
 

В БНТУ необходимо объединять усилия в рамках Университета, создавать единое образовательное пространство, создание LMS для факультета с его специализацией - это уже история.

Соответствующие предложения и шаги делал, но наши администраторы не готовы к новой жизни ... подмигиваю