Международная интернет-конференция «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ»
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Администратор сайта
Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Администратор сайта - Пятница 23 Ноябрь 2012, 12:06
 

Доклад: Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе

Авторы: Гончарик Е.В., Гончарик М.С.

Данная статья посвящена вопросам применения современных информационных технологий в учебном процессе белорусских ВУЗов. Ключевой точкой изучения проблемы является анализ информационного интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в системе образования посредствам веб-технологий. В статье приведены некоторые результаты исследования влияния веб-документа как составляющего элемента электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) на восприятие информации студентами. На основе результатов исследования предложены общие рекомендации по оформлению ЭУМК, основанного на веб-технологиях.

Изображение пользователя Владимир Галынский
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Владимир Галынский - Пятница 23 Ноябрь 2012, 15:53
 

Проводить опрос "в вконтакте" студентов по поводу того, где размещать кнопочку "вход", сверху или снизу страницы мне кажется не совсем корректно, так же как и остальные вопросы про браузеры и размер монитора.

Во первых все технические данные в разрезе возрастных категорий вам даст любая статистика сайта (гугл аналитикс, яндекс метрика), если хотите изучить не только своих посетителей, а всего сегмента интернета — есть сервисы типа аквавиты или тутбая, которые ее периодически публикуют.

Спрашивать у студентов про дизайн, хм.. от них это не зависит, и даже не всегда зависит от разработчика. Есть LMS, установленная администратором УВО, есть дизайн, возможно несколько вариантов, предусмотренные системой, из которых вы можете выбрать более подходящий. Если вы разбираетесь сами в html и css — администратор разрешит вам создать свою личную тему под свой курс (ну может не все, но я так делаю), но заниматься именно дизайном ресурса нужно в последнюю очередь, есть много всего, что нужно сделать раньше дизайна, а если стандартные варианты не подходят (ни один из 30 доступных тем) то можно их немного поменять, добавить индивидуальности, но это нужно делать, по моему опыту на 2-3 год внедрения ресурса, см. http://ito.bsu.by/pluginfile.php/17/mod_data/content/85/Galynsky.pdf 

Делать опрос по поводу бакграунда? мда.. Вы бы лучше сначала создали ресурс, позанимались с ним со студентрами год, а потом сделали анонимный (они иногда стесняются и боятся прямо все высказывать) опрос, в котором открыто спрашивали про проблемы, недостатки и способы улучшения (что добавить, уто нужно сделать более подробным, интерактивным), а если в русерсе будет проблем с ярким цветом или режущими глаза цветами — не волнуйтесь, вы об этом узнаете на следующем занятии, после того как отправите на свой ресурс студентов.

Изображение пользователя Елена Гончарик
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Елена Гончарик - Воскресенье 25 Ноябрь 2012, 13:49
 

Уважаемый В. Галынский,

Мы рады, что наша статья так заинтересовала Вас. Ваше мнение очень важно для нас. Как мы поняли, Вы рассматриваете наши исследования в контексте LMS.

По данным электронной библиотеки wikipedia.com система управления обучением (LMS) – это программное обеспечение для осуществления функций администрирования, разработки документации и отчетности образовательного процесса, отслеживания и предоставления образовательных материалов или тренировочных программ (а learning management system  is a software application for the administration, documentation, tracking, reporting and delivery of education courses or training programs). http://en.wikipedia.org/wiki/Learning_Management_System

Таким образом, для LMS, действительно, наиболее важным является функциональность приложения. Все ваши ценные замечания существенны в контексте разработки и эксплуатации LMS.

Однако в нашей статье во главе исследований находится проблема разработки ЭУМК. Согласно положению об электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине, утвержденному ректором БГУИР от 24.12.2009 г. (протокол №4), «Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине – программный комплекс, включающий систематизированные учебные, научные и методические материалы по определенной учебной дисциплине, методику ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающий условия для различных видов учебной деятельности. … При разработке ЭУМК необходимо исходить, что его содержание и реализация должны обеспечить формирование у студентов знаний, умений и навыков в соответствии с образовательными стандартами».

ЭУМК сам по себе обладает минимальной функциональностью – предоставление информации, навигация между элементами ЭУМК. Ключевым вопросом разработки ЭУМК является реализация простоты, наглядности и научности предоставления информации.

Нас интересовало мнение именно респондентов именно студенческой аудитории, а не общей массы людей, посещающих веб-сайты. В связи с этим использование данных гугл аналитикс или яндекс метрики не подходят по составу респондентов. Анкетирование было анонимным, что позволило избежать стеснения или неудобства студентов. Наши вопросы были направлены на изучение восприятия студентов, так как студенты являются конечными потребителями ЭУМК. Мы ставим перед собой цель использовать все возможные инструменты повышения усвоения материала, и пользовательский интерфейс в данном случае играет ведущую роль наряду с мастерством преподавателя.

ЭУМК может быть доступен как ресурс в LMS, но также может распространяться на цифровых носителях или быть в свободном доступе в Интернете, не являясь частью LMS.

Кроме того, для разработки LMS дизайн также является существенным элементом, так как любое программное обеспечение в конечном счете направлено на удобство и простоту применения пользователем, которая реализуется по средствам оптимально разработанного пользовательского интерфейса.

В будущем, если мы начнем разрабатывать приложения типа LMS, мы учтем Ваши замечания.

Изображение пользователя Владимир Галынский
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Владимир Галынский - Воскресенье 25 Ноябрь 2012, 20:40
 

я видел много ЭУМК, сделанных отдельно от LMS, но все они очень.. примитивны по представлению материала.

По сути такие ЭУМК(Д) либо это просто электронный аналог печатных изданий, либо набор файлов (doc, ppt, html), в лучшем случае это все загнано в оболочку (html страница с оглавлением, хелповский файл, реже  flesh или даже приложение в окошке которого открываются ресурсы — но такое чаще делают для школы).

Проблема таких отделенных от LMS разработок, что преподавателю (группе преподавателей-разработчиков) приходится решать 2 проблемы: 1 — создание самого контента, 2 — как организовать этот контент в электронном виде (какой взять движек, какой формат файлов, как все это соединить вмете — множество технических проблем).

Про первую проблему я пока не говорю, материал, в принципе пожет подготовить любой преподаватель, а его качество оценивают эксперты кафедры рекомендующие ЭУМКД к утверждению.

Вторая проблема существенная. Не каждый преподаватель хорошо разбирается в современных IT так же корошо, как в своем предмете (средний возраст у нас — 47 лет, пенсионеров достаточно много), поэтому берется учебник (монографии, методички) перекопируются в html (или другой формат), немного мучаются и добавлятю тесты с помощью скриптов и все. Естественно, когда создается ресурс, каждому хочется сделать все красиво, ярко улыбаюсь — отсюда и этот ваш опрос, какого цвета должна быть подложка.  

Если вы занимаетесь и делаете ресурс в LMS — таких вопросов не возникает, цвет, кнопки входа, расположение все задаются стандартными темами (используемые во всем мире, разработанные дизайнерами-профессионалами, априори более удобными для использования, чем страничка сверстаная за 5 минут каким-нибудь студентом или аспирантом под руководством преподавателя).

Есть конечно ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА — во всех нормативных документах нашей страны нигде не написано что УМК можно делать в LMS грущу
хотя такие ресурсы уже есть, хорошего качества, но оформить их как УМК (ЭУМК, ЭУМКД) неполучается, везде требуется оригинал на дискете, на мастер диске — но как можно записать ресурс в LMS на диск? это будет часть базы данных и набор файлов, что и как с ним будет регистрирующий орган?

У нас в БГУ это проблема пока тоже не решена, может быть в Вашем УВО она решится и быстрее.

Изображение пользователя Елена Гончарик
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Елена Гончарик - Понедельник 26 Ноябрь 2012, 19:11
 

Спасибо за ответ.

По поводу Вашего мнения относительно оформления ЭУМК…. Что ж, можно остановиться на этом более подробно. Как Вы сами правильно заметили,  большинство преподавателей ВУЗов – люди с большим опытом педагогической работы, но и также в возрасте, т.е. для них довольно сложно готовить материал для ЭУМК  (оформление их желательно стандартизировать – это наиболее оптимальный вариант), но … наши исследования касались восприятия информации не просто в контексте оформления страничек ЭУМК (например, при создании ЭУМК с применением веб-технологий приходится учитывать следующее – для широкого круга пользователей веб-страница должна содержать всего лишь 25% слов от странички бумажного варианта формата А4, т.к. остальная информация обычным пользователем-студентом  или не запоминается, или  странички с перенасыщенным информацией текстом просто раздражают его и, соответственно, им игнорируются). Наши исследования проводились с целью получить опытное подтверждение зарубежных исследований, которые гласят  следующее, что большинство решений пользователь принимает неосознанно, т.е. на уровне подсознания. По оценке нейробиологов, наш мозг ежесекундно получает от пяти органов чувств около 11 млн. сигналов, а обрабатывает не более 40, а остальные сигналы обрабатывает наше подсознание (С. Уэйншенк,2011). Поэтому если ЭУМК вызывает положительные эмоции, не раздражает студента своим цветовым и звуковым оформлением, то, соответственно, и усвоение материала для него будет намного проще, и времени студент затратит гораздо меньше (молодежь сегодня очень рациональна, т.е. четко следит за временем, которое отпускает на поиск и усвоение информации). И если его раздражает фон страницы, и раздражает текст (не тот формат, или не тот размер или цвет шрифта), то Вы сделали все возможное, чтобы Ваш ЭУМК вызывал острое неприятие информации вашими студентами. Все результаты наших исследований не противоречат применению LMS., а всего лишь знакомят аудиторию с тем, что желательно учитывать при создании любых веб-документов для студенческой аудитории, которая и является основным пользователем ЭУМК. Никто не спорит с тем, что большую роль играет и технические аспекты реализации ЭУМК, однако при этом желательно учитывать и то, как показал опрос, например, что большинство студентов-респондентов БГСХА на 2010 год еще не были опытны в использовании  3D-технологий в WWW, а техническое оснащение Интернет-технологий в глубинке Республики Беларусь отличается того, что в столице.. При этом стоит не забывать о том, что ЭУМК создается для использования всех форм обучения (дневная, заочная и дистанционная).

Изображение пользователя Валерий Яцынович
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Валерий Яцынович - Вторник 27 Ноябрь 2012, 15:11
 

1) Что понимается под 3D-технологиями в докладе? На данный момент это понятие сликом размыто. Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

2) Опрос по браузерам не совсем актуален, так как Netscape Navigator изжил себя еще в 2002, а Safari и Chrome, который на данный момент и вовсе вышел в лидеры (http://www.w3schools.com/browsers/browsers_stats.asp), отсутствуют в качестве вариантов.

3) Цитата: "При создании изображения при публикации учебного материала в сети учитывайте передачу цветов на разных типах компьютеров, мониторов и браузеров.". Скажите, пожалуйста, каким образом цветопередача зависит от браузера?

4) Цитата: "При создании дизайна не используйте фиксированные размеры веб-страниц, т.е. следует все размеры задавать в процентах от доступного пространства.". Почему? Есть ли какие-либо обоснования данного технического аспекта?

5) Цитата: "Для структурирования данных разметку веб-страниц в обязательном порядке необходимо производить с помощью таблиц". Позвольте с вами не согласиться в данном вопросе, например, та же самая разметка с помощью div-елементов отлично себя зарекомендовала. Есть ли у Вас какие-либо весомые аргументы в пользу вашего тезиса?

Изображение пользователя Владимир Галынский
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Владимир Галынский - Вторник 27 Ноябрь 2012, 16:17
 

я могу немного ответить за автора доклада

1) 3д - скорее всего java-апплеты с объектами, которые можно вращать, рассматривать, увеличивать и т.п. Используется для изображения объемных тел, молекул, кристаллов.

5) у дивов есть одно преимущество. некоторые браузеры не показывают содержание таблицы до тех пор, пока она полностью не загрузилась, поэтому сложная большая страницы при медленном соединении на дивах будет прорисовываться блоками, а таблицей — долго будет висеть пустой экран. Но современный широкополосный доступ к интернету не позволяет заметить разницу выпучил глаза.

Изображение пользователя Елена Гончарик
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Елена Гончарик - Среда 28 Ноябрь 2012, 11:39
 

Уважаемый В. Яцынович,

Мы очень благодарны Вам за Ваши вопросы по поводу нашего доклада, что свидетельствует о том, что тема доклада и сам доклад актуальны и вызывают большой интерес.  Мы бы хотели отметить следующее.

Использование 3D технологий в 2010 году в WWW – это один из вопросов, на который четко дан ответ по результатам исследований в материале доклада, т.е. нас интересовал сам факт использования любых 3D технологий в 2010…

Вопрос по поводу браузеров немного удивил, т.к. данные приведены за 2010 год, а исследовательская аудитория – только студенты различных ВУЗов Беларуси. Что касается остального, то в данном докладе приведены не все результаты исследований, и сейчас результаты исследований за 2012 год находятся в стадии обработки. Для обработки результатов использовали много интересных источников литературы, которые приведены в конце доклада и в которых достаточно полно раскрыты оставшиеся Ваши вопросы. Их цитировать можно до бесконечности.

Изображение пользователя Валерий Яцынович
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Валерий Яцынович - Среда 28 Ноябрь 2012, 14:19
 

Спасибо за ответ, но, к сожалению, ни одного конкретного ответа по интересующим меня вопросам я не получил, если не учитывать комментарий Владимира Галынского.

1) Я просил конкретные примеры, ибо, повторюсь, понятие 3D-технологий было размыто как в 2010 году, так и на данный момент.

2) По приведенной мной ссылке Вы могли обнаружить статистику использования браузеров за последнее десятилетие. У меня вызвало огромное удивление наличие браузера Netscape Navigator в качестве выделенного варианта ответа, и в то же время отсутствие браузеров Chrome и Safari, которые уже в 2010 году занимали немалую часть рынка.

3) 4) 5) Если приведенные мной цитаты являются вашими личными тезисами, то я просил их объяснить и аргументировать, если это выдержки из литературных источников, то их следовало бы оформить соответствующим образом, дабы не вводить в заблуждение.

Изображение пользователя Елена Гончарик
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Елена Гончарик - Четверг 29 Ноябрь 2012, 08:54
 

Как Вы правильно заметили, понятие 3D-технологий размыто. Поэтому и получила подтверждение в результате наших исследований гипотеза о том, что к применению 3D-технологий  в WWW при создании ЭУМК надо подходить очень аккуратно. Хотя еще в 2010 году на ТИБО военный факультет  БГУИР прекрасно рекламировал применение 3D Max при создании ЭУМК для некоторых военных специальностей.

Наверное, мы друг друга не понимаем, т.к. вопросы исследования – это творческая работа и требовать отчета почему так, а не этак – не совсем корректно. В докладе приведены основные результаты собственных исследований, и Вы можете их принять, а можете не принять – это Ваше право.

Спасибо за активное обсуждение нашего доклада!

Изображение пользователя Валерий Юкевич
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Валерий Юкевич - Четверг 29 Ноябрь 2012, 09:50
 

"... вопросы исследования – это творческая работа и требовать отчета почему так, а не этак – не совсем корректно" - во как?! выпучил глаза

Изображение пользователя Валерий Яцынович
Re: Гончарик Е.В. Современные информационные технологии в электронном учебно-методическом комплексе
от Валерий Яцынович - Четверг 29 Ноябрь 2012, 10:25
 

Насколько мне известно 3Ds Max не имеет никакого отношения www-технологиям,  о которых собственно идет речь в докладе.

Я не требовал отчета, я пытался понять, что именно Вас заставило сделать столь неожиданные заключения, которые Вы никак не можете мне пояснить.