III Международная научно-практическая интернет-конференция «Дискурс университета — 2013». Образовательные практики и метафоры обновления: философский, психологический и педагогический аспекты
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Катерина Сапего
Обсуждение реферата Г. Жиру "Педагогика пограничья и политика постмодернизма"
от Катерина Сапего - Четверг 8 Август 2013, 20:31
 

Идеи Г. Жиру в области педагогики пограничья затрагивают достаточно актуальные вопросы для современного образования, в частности, касающиеся позиции педагога в образовательном пространстве.

В категорию пограничья можно добавить помимо эпистемологических, политических, культурологических, социальных, ещё и наличие психологических границ (видимых как своего рода барьеры в преодолении существующих или воображаемых границ).  Границ свободы, границ сопротивления педагогов изменениям, нередко отсутствия смелости и решимости перешагнуть за эти границы, чтобы увидеть новые горизонты в образовании. Наличие барьеров в критике себя и других (а ведь критика – это прямой путь к развитию и осознаванию себя), границ восприятия студента, который зачастую видится педагогом как объект воздействия, а не самостоятельный мыслящий субъект, способный своим мнением и идеями внести качественный вклад не только в собственный рост, но и произвести в некотором отношении модернизацию образования и прогресс в развитии самого педагога. Как преодолеть эти границы, как сделать возможным, чтобы педагог безболезненно, без ощущения им «утраты лица» подошел к пониманию своей некоторой ограниченности и необъективности, был способен «углубить своё собственное понимание дискурса Другого». В достаточной ли степени в образовании нашего региона предоставляется безопасное и свободное пространство для высказывания студентом своей позиции? Относится ли педагог в таких ситуациях микропограничья к мнению студента с соответствующим уважением и вниманием? Возможно ли хоть изредка, но видеть в студенте также источник знаний и реактор открытий? Что требуется для того, чтобы создать для педагога такое приграничье, чтобы он смог с достоинством и благодарностью принимать критику от коллег, от студентов; признавать недостаточность, иногда и узость собственных знаний, и не бояться этого; формировать в себе самокритичность как неотъемлемый постулат профессиональной позиции?

Можно ли сказать, что идеи Г. Жиру близки, в своём роде, к педагогике «безграничья»? Т.е., к примеру, к свободе образования от политического влияния и власти, оставляя лишь культурное и социальное влияние?

Также в реферате остается нераскрытым вопрос о том, что понимается под ценностями специфичности во второй задаче, формулируемой в рамках педагогики пограничья: «Постановка под сомнение существующих эпистемологических границ и установление новых, отказ от идеи истины в пользу ценности специфичности».

И что или кого понимать в таком случае под «иными культурными агентами», которым формулирует цели педагогика пограничья?