III Международная научно-практическая интернет-конференция «Дискурс университета — 2013». Образовательные практики и метафоры обновления: философский, психологический и педагогический аспекты
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Наталья Корчалова
Обсуждение доклада М. Моторевой "«Кому нужны эти лекции?», или Почему студенты не хотят слушать преподавателей и как с этим бороться"
от Наталья Корчалова - Четверг 3 Октябрь 2013, 12:09
 

Здесь предлагается размещать размышления по кругу вопросов, затронутых в тексте М. Моторевой.

Изображение пользователя Евгений Смотрицкий
Re: Обсуждение доклада М. Моторевой "«Кому нужны эти лекции?», или Почему студенты не хотят слушать преподавателей и как с этим бороться"
от Евгений Смотрицкий - Суббота 12 Октябрь 2013, 20:36
 

Если лекции читает Личность и Профессионал, если лекции слушает Личность, стремящаяся стать профессионалом, то "завлекалочки" не нужны. Чтобы были Личности - и преподаватели и студенты, - необходим соответствующий отбор. Обучение в вузе - серьёзное дело. Но реальность такова, что будут и прогулы-пропуски, вернее бойкот занятий, поскольку молодому студенту не совсем понятно, ЗАЧЕМ он учится, кроме сдачи экзамена и получения диплома, конечно. В Европе с лекциями всё прагматичнее: по специальности практически не пропускают, а по философии в техническом университете - увиливают от занятий, хотя есть экзамен. И ещё стимул в Европе - по многим предметам просто НЕТ УЧЕБНИКОВ. Пропустишь лекцию - не сдашь экзамен.

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Обсуждение доклада М. Моторевой "«Кому нужны эти лекции?», или Почему студенты не хотят слушать преподавателей и как с этим бороться"
от Дмитрий Губаревич - Суббота 19 Октябрь 2013, 11:26
 

Спасибо Маргарите Николаевне за такой любопытный текст. Так легко и непринужденно все написано, что окончание чтения статьи вызывает легкую досаду. Хотелось бы еще почитать, но текст закончился, а вопросы остались.

Совсем недавно сам читал учебный курс студентам и все пытался понять, почему на мои лекционые занятия приходит треть группы. Возможно, если верить предыдущему оратору я не Личность и не Профессионал, да и среди студентов Личностей почти не оказалось,  а, может быть, причина в другом.

Меня постоянно волновал запрос студентов на то, чтобы сделать занятия интересными. Что значит интересными? Что стоит за этим требованием? Удавалось ли мне сделать собственные занятия интересными? За счет каких средств? Собственно говоря, сама установка студента на "интересные занятия" требует весьма пристального рассмотрения.

Мне понятна ирония Маргарты Николевны в отношении того, как современные преподаватели выстраивают свою и учебную деятельность на занятиях. Ну какой смысл спрашивать сложные и скучные термины на экзамене? Никакого, если только знание терминов не рассматривается преподавателем как основной результат обучения.  Но тогда что есть результат обучения в конкретном учебном курсе? Как содержание лекционных занятий работает на этот результат? Как они встроены в общую логику подготовки, например, специалиста?

И здесь бы я вновь обратился к Маргарите Николаевне. Согласен, мало отобрать нужное содержание, нужный учебный материал. С ним еще что-то надо сделать. И тогда можно идти по пути, который предлагает Маргарита Николаевна, делать так, чтобы студенту было интересно на занятиях. Можно маленького вундеркинда пригласить, а можно клоуна из ресторана быстрого питания. Ведь не важно каков учебный результат, важно, что студентам интересно, весело и увлекательно.

Или стоило бы обсудить то, как сделать иной как учебную деятельность студента на лекции, так и деятельность преподавателя. Возможно, тогда бы и запрос студента на интересную лекцию стал выглядеть совершенно иначе.

 

Изображение пользователя Евгений Смотрицкий
Re: Обсуждение доклада М. Моторевой "«Кому нужны эти лекции?», или Почему студенты не хотят слушать преподавателей и как с этим бороться"
от Евгений Смотрицкий - Воскресенье 20 Октябрь 2013, 17:15
 

Уважаемы Дмитрий (простите, не знаю Вашего отчества)!

Я почему-то уверен, что Вы и Личность, и Профессионал, но надо ещё, чтобы и студенты были таковыми. Если 30% таковых - это уже и много! Я видел, как уходят студенты с отличных лекций в Германии (зато остаются пенсионеры), видел как уходят или "страдают" на лекциях в Днепропетровске у первоклассных специалистов. Поэтому - безусловно хочется чего-то оживляющего лекцию, но желание должно быть двухсторонним. Насильно ж мил не будешь. В одном техникуме с жесткой дисциплиной в Днепропетровске студенты (учащиеся) говорили: "Мы сидим тихо из страха, но нам всё равно неинтересно!" .

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Обсуждение доклада М. Моторевой "«Кому нужны эти лекции?», или Почему студенты не хотят слушать преподавателей и как с этим бороться"
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 4 Ноябрь 2013, 12:47
 

Евгений Юрьевич, здравствуйте.

Долго не было возможности ответить на Вашу реплику. Спасибо за теплые слова в мой адрес, но вернемся к нашим баранам, вернее лекции. 

Хороший вопрос: "Почему уходят с лекции?". Не думаю, что можно так просто дать на него ответ. Сам давно ище на него ответ.

У меня есть несколько вопросов к Вам, которые появились после Вашей реплики. Буду очень благодарен, если получу на них ответы.

Как Вы определели, что лекции в Германии были отличными? Почему Вы оцениваете их как отличные? 

И про Днепропетровск. В какой области читающие лекции были первоклассными специалистами?

Возможно, Ваши ответы помогут нам хоть как-тто приблизиться к ответу на тот вопрос, который поставила автор статьи.

Спасибо. С уважением, Дмитрий Губаревич