Международная интернет-конференция «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса современного университета»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Светлана  Сиренко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
by Светлана Сиренко - Monday, 25 Ноябрь 2013, 10:11 AM
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Сиренко Светлана Николаевна, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь

 

Picture of Владимир Галынский
Re: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
by Владимир Галынский - Monday, 25 Ноябрь 2013, 02:55 PM
 

Компьютерное моделирование это конечно хорошо, и если гуманитарии смогут это освоить и использовать — то все замечательно.

Однако, нужно ли это делать взамен «компьютерной грамотности»? я вижу как студенты оформляют рефераты, лабы, даже курсовые и дипломные. Совершенно отсутствует понятие о том что такое абзац текста, как настроить отступы, выравнивание, не знают как вставить картинку, как отформатировать таблицу — полный ноль. Чем отличается дефис от тире и короткого тире и где какое нужно использовать — не знают даже участники этой конференции (все доклады нужно обрабатывать и приводить к приличному виду), не говоря уже о студентах.

Как пользоваться компьютером все студенты как бы знают, но обычно все их умение ограничивается запуском вконтакте и энгрибердс на планшете, а как сделать правильно оформленный документ, или презентацию, на которую можно смотреть без слез — знают единицы из курса. 

Я думаю, что всех студентам нужно учить не «основам ИКТ» и не моделированию, а основам оформления документов и презентаций. А всем преподавателям, которые работают со студенческими работами обязательно требовать правильность оформления работ (хотя для этого они сами должны знать, как нужно правильно оформлять), а не принимать рефераты, скопированные с интернета.
Следующий шаг, после того, как они научились работать с документами — знакомство со специализированным софтом, предназначенным для работы специалиста в будущем: для педагогов — LMS, для бухгалтеров и экономистов — эксель в подробностях (с формулами, графиками) и 1с или аналог (хотя здесь нужен отдельная дисциплина). социологам — статистические пакеты для свободно распространяемых СКМ, свой софт, для вэб-дизайнеров — TinyMCE (как в него правильно вставлять текст из ворда) и стандартные CMS, и т.д.
Тем, кто предполагает в будущем заниматься научной деятельностью обязательно нужно показать и завести аккаунты в "my citation"гугл скаляра и различных научных социальных сетях (researchgate.net). Обязательно нужно показать как искать статьи и информацию — большинство студентов когда пишут коллоквиум делают запрос в гугл и списывают первый подходящий сниппет, хотя то что там написано совсем не передает содержание вопроса, а потом удивляются, я же все правильно написал!

А моделирование нужно показывать в рамках специальных дисциплин.

Picture of Светлана  Сиренко
Re: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
by Светлана Сиренко - Wednesday, 27 Ноябрь 2013, 10:23 PM
 

Уважаемый Владимир! Я совершено согласна, что студенты и преподаватели должны владеть компьютерной грамотностью. И она не исключена из курса «Основы информационных технологий» для студентов-гуманитариев. Более того, она и составляет основу этого курса. Однако в этой статье я представляю лишь часть своей работы. Об этом я упомянула в начале и в конце статьи. Более подробную информацию можно найти в других моих публикациях, на которые я сослалась в тексте (и даже разместила в электронной библиотеке БГУ и во всех местах, о которых Вы пишите smile: http://www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=30651&map=30681). Здесь лишь кратко отмечу, что в традиционный учебный материал, на основе которого студенты изучают офисные приложения (назову их так), включены элементы общенаучного знания. Примеры такого включения: средствами MS Excel реализовать клеточно-автоматную модель «Игра жизнь», построить дерево Фейгенбаума; пользуясь возможностями MS Word по поиску и замене элементов текста, а также простым языком черепаховой графики Game Logo, построить фрактальную фигуру. Недавно добавились модели в среде NetLogo. Кстати, NetLogo специально разработан для учебных и исследовательских целей. Он является одной из тех программ, которые полезны (даже гуманитариям) не меньше, чем LMS. Ведь там есть и модели социальных явлений. Специализированные программы, например, для статистической обработки данных, социологи изучают на других специальных дисциплинах. 

Социально-гуманитарные исследования сейчас используют компьютерные технологии достаточно активно. Развивается компьютерная социология и даже цифровая философия. С появлением компьютеров мир узнал синергетику, которая теперь является междисциплинарной областью. В Оксфордском университете с 2012 года открылась специальность «Компьютерные науки и философия», где философию и программирование изучают вместе (http://www.cs.ox.ac.uk/ugadmissions/ugcourses/computer_science_and_philosophy.html). Примеров множество. Как можно выпускнику УНИВЕРСИТЕТА не дать возможность освоить этот мощный инструмент (компьютер) в его прямом назначении – увеличивать силу наших мозгов? На мой взгляд, нельзя превращать изучение информатики в курсы делопроизводства. Ведь студенты изучали приемы оформления текста и презентаций в школе. И многие ими владеют. Университет должен и может готовить творцов, а не ремесленников. И если мы подготовим хотя бы трех творцов при каждом выпуске, то это вполне окупит то, что за ними необходимо будет иногда исправлять огрехи в оформлении документов.  К тому же, статья о форматировании текста не вызвала бы дискуссии. Но я соглашусь с Вами – встречают по одежке… Правильней будет не противопоставлять эти умения.

Вы упомянули списанные рефераты. О ценности этого вида учебной работы в современных условиях следует задуматься. Возможно, их стоит заменить другими формами, требующими не копирования, а анализа текста. Ведь порой первыми и единственными читателями рефератов становятся преподаватели, а не студенты.

Очень интересная закономерность вырисовывается, исходя из Ваших слов, по поводу оформления участниками этой конференции тезисов. Если даже люди, имеющие непосредственное отношение к ИКТ, не могут оформить правильно свои статьи, то может надо менять требования? Может, несовершенны не люди, а правила wink?

Picture of Администратор сайта
Re: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
by Администратор сайта - Thursday, 28 Ноябрь 2013, 10:58 AM
 

>"Очень интересная закономерность вырисовывается, исходя из Ваших слов, по поводу оформления участниками этой конференции тезисов. Если даже люди, имеющие непосредственное отношение к ИКТ, не могут оформить правильно свои статьи, то может надо менять требования? Может, несовершенны не люди, а правила ?"

Это требования не наши, есть ГОСТ по оформлению документов, по подготовке изданий, и требования эти основаны на правилах русского языка, давайте его упростим, не будем использовать тире! в украинском и белорусском — правила схожие. тоже упрощаем!
и типографские правила появились не на пустом месте.. они выработаны за столетия печатанья книг. Вам ведь нравится читать старые книги, оформленные по классическим правилам (например Фихтенгольц, вы его точно читали)? не сравнить с тем, что сейчас издают — автор набирает в ворде, проверяют встроенным сервисом орфоргафию и все! ни корректора, ни верстальщика — ничего.. противно читать, сплошные опечатки и ляпы, висящие неправильно слова, коридоры не убраны...

Нельзя упрощать правила, оформления. Можно перейти в блокноту и txt-формату  smile там просто нет никаких настроек.

>"Ведь студенты изучали приемы оформления текста и презентаций в школе."

По поводу этой фразы — все студенты изучали  физику-математику-историю в школе, и что? мы их все равно учим заново! факультативы проводим для отстающих, но по оформлению документов такого ликбеза не проводится, а жаль!

Если то, чем вы занимаетесь идет не вместо основ ИКТ, а дополняет их, то это наверное хорошо.. но только не нужно превращать всю дисциплину в пропедевтику. просто показать что и как можно делать — ага, все покивают головами и скажут что все это знают.. а попроси их сделать документ — ничего не выйдет. Вы можете устроить проверку на первом занятии — предоставить текст в блокноте и попросить оформить в ворде по правилам (оформления статей, оформления дипломов и т.п.) и посмотреть сколько справится. потом научить всему и повторно делать то же задание для зачета.

Picture of Светлана  Сиренко
Re: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИАГЕНТНОЙ СРЕДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ NETLOGO В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
by Светлана Сиренко - Thursday, 28 Ноябрь 2013, 06:59 PM
 

>по оформлению документов такого ликбеза не проводится, а жаль!

 

Проводится и многократно. Львиная доля часов отводится именно на работу с текстовым редактором. Но без согласованных действий всех преподавателей по соблюдению правил оформления работ результат такого ликбеза близок к нулю. Не потому, что сложно или что учат плохо, а потому, что люди просто считают это неважным и не тратят на это силы и время (впрочем, так же как и на самостоятельное написание реферата). Ведь столько раз «проходило и без этого». Вот если в зависимость от грамотности оформления текста в редакторе будет зависеть оценка, зарплата, то, поверьте, и учить никого не придется. Если наши студенты говорят вам, что им это не рассказывали и не показывали – не верьте им. Учат разные преподаватели информатики, учат по-разному: и строго и либерально, с моделями и без. В данном случае надо просто требовать.

 

>но только не нужно превращать всю дисциплину в пропедевтику

"Пропедевтика – сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета". «Основы информационных технологий» действительно по ряду моментов представляет собой пропедевтику, т.е.  дисциплину, которая предваряет изучение конкретных наук как специальных отраслей знания. Не вижу в этом ничего плохого. Она готовит базу, которую можно и нужно будет потом использовать.

Отмечу, что работа с простейшими моделями социально-экономических явлений входит в типовую программу как для социологов, так и для философов. Также как входит туда и материал по изучению текстового и табличного процессоров и др.  А конкретный учебные задания для освоения этих разделов преподаватель может подбирать самостоятельно.