III Международная научно-практическая интернет-конференция «Дискурс университета — 2013». Образовательные практики и метафоры обновления: философский, психологический и педагогический аспекты
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дедюлина Марина
КОУЧИНГ В ДИДАКТИКЕ
от Дедюлина Марина - Воскресенье 1 Декабрь 2013, 19:22
 

Коучинг в процессе современного образования играет серьезную роль, особенно, в условиях инновационного развития. Применение его в педагогике позволяет максимально в короткие промежутки времени добиваться высоких результатов.

Поэтому важно в учебной деятельности использовать основной его принцип, который заключается в том, что каждый студент может сам при освоении дисциплины выбрать оптимальный путь в достижении получения знаний, умений и навыков.

Коучинг, в дидактике, изучается сравнительно, недавно, с начала XXI века. Впервые эта технология нами была выбрана в 2006 -2007 году, когда мы предлагали на базе факультетов создать коучинг-центры. Основная деятельность их должна быть сфокусирована на решении следующих задач: тренинг, наставничество, консультирование, линейный менеджмент.

Сегодня, в нем выделяют следующие виды: 1. коучинг, связанный с навыками; 2. коучинг, связанный с выполнением работы; 3. коучинг, связанный с развитием.

Основная цель первого – повышение специфических навыков и умений: определение актуального уровня и его дефицита; обучение новым навыкам и предоставление возможности их тренировки; обратная связь по поводу их получения. Целью второго является поддержание требуемого изменения поведения и улучшения выполнения работы. Его третья разновидность является самой сложной, так как она связана с личностной проблематикой, например, учебой, профессией, карьерой и т.д.

Деятельность в вузе должна быть направлена на развитие всех его типов. Так, коучинг, помогающий приобрести навыки, необходим для повышения уровня педагогического мастерства у преподавателей-стажеров. Коучинг, связанный с выполнением работы позволит осуществлять бизнес – консультирование. Но самым, важным, на наш взгляд, будет его деятельность, связанная с развитием. Этот тип поможет первокурсникам адаптироваться к учебе в вузе.

Для иллюстрации работы центра посмотрим, например, в каких случаях необходимо применять его в работе со студентами.

Методика:

1. Основанием для проведения его является высокий процент неудач в учебе среди студентов первокурсников.

2. Запрос на коучинг делается в результате посещения добровольных исследовательских клубов (например, его раз в неделю, проводит один из группы коучей факультета).

Как, правило, первый раз студенты посещают их, находясь в «черной полосе жизни» (провал рейтингов, экзаменов; страх по поводу несоответствия требуемым стандартам). Основная проблема: невозможность сдать текущий и итоговый контроль успеваемости, но, на самом деле, причина в специфике обучения в вузе.

3. Индивидуальный коучинг студента [1; С. 211-213].

Сегодня мы пришли к выводу, что современный преподаватель должен стать не только фасилитатором в процессе обучения, но и стать коучем. Его основными функциями являются: мотивационная, воспитательная, информационная, развивающая, организационная, интегрирующая, и фасилитационная. Именно последняя функция, на наш взгляд, является основополагающей.

Преподаватель-фасилитатор, в первую очередь, должен научить студентов на практических занятиях работать в группе. Для этого вместе с ними, при решении тех или иных задач, он должен пройти, согласно К. Роджерсу [3], несколько этапов:

1. знакомство участников (в учебной деятельности этот этап можно пропустить, если мы работаем с членами одной группы);

2. первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому;

3. выражение негативных переживаний;

4. выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь";

5. проявления самопринятия;

6. основная встреча.

Так, при выполнении самостоятельной работы, студентов можно разбить на группы и предложить по выбранной теме сделать групповую презентацию по проблеме и защитить ее.

Таким образом, фасилитатор - это человек, который создает комфортные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует любознательность и познавательные мотивы студентов, их групповую учебную работу, поддерживает проявления в ней чувства коллективма, представляет им для освоения дисциплины разнообразный материал.

В коучинге, деятельность фасилитатора расширяется и конкретизируется. Коуч старается стать не только проводником в изучении той или иной дисциплины, но и дать возможность поверить студентам в свои собственные силы и научить их технологии самокоучинга. Он стимулирует познавательные их способности и раскрывает потенциальные возможности. В инновационном образовании эта технология становится наиболее эффективной.

Методика применения коучинга на занятиях.

Ее проводят в несколько этапов: 1) прояснение поставленных задач и целей. "Задача коуча помочь каждому слушателю при помощи наводящих вопросов самому дать определение, и получить обратную связь. В этой связи, можно сказать, что коучинг — это умение задавать сильные вопросы не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить человека послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения. Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству и инсайду" [2; С. 228]. 2) определить способы достижения этих целей. "Слушателю важно понимать необходимость того или иного шага. Если появляется понимание — проявляется интерес или не проявляется" [2; С. 228]. 3) выяснение аксиологических составляющих обучающихся  (обсуждение субъективных точек зрения студентов по данной проблеме). 4) достижение поставленной цели, ее осмысление.

Именно, коучинг подход позволяет адаптироваться студентам в учебной деятельности и научить их сотрудничать.

 

Список литературы:

 

  1. Дедюлина М.А., Папченко Е.В. Коучинг как особый стиль обучающего взаимодействия.// Пятая научно-практическая конференция. Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. Материалы конференции. СПб., 2006. С. 211-213- http://portalus.ru/

  2. Трушевская А.А. Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза //Проблемы современной экономики, 2013. N 1 (45), С. 227 – 231.

  3. Rogers C. The Rust Workshop // Journal of Humanistic Psychology. 1986, Vol.26, No 3. Р. 23-45. Rogers C. Inside the World of the Soviet Professional // Journal of Humanistic Psychology. 1987, Vol.27, No 3. Р. 277-304.