Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Дмитрий Губаревич - Вторник 16 Сентябрь 2014, 09:36
 

Предлагаем для обсуждения статью коллектива авторов:  Самохвал В.В., Хухлындина Л.М., Молофеев В.М., Шибут А.С. О СВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ, С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Наталья Корчалова - Пятница 19 Сентябрь 2014, 16:46
 

Результаты представленного нам исследования наглядно демонстрируют, насколько сложным и многогранным объектом является академическая успешность студентов, в сколь многие зависимости она включена. Я бы хотела остановиться на одном любопытном факте, который зафиксирован авторами. Речь идет о высокой степени корреляции между успеваемостью студентов на первом и четвертом году обучения. Согласно проанализированным данным, коэффициент детерминации равен 0,8588; коэффициент ранговой корреляции – 0,918. Как может быть проинтерпретирована выявленная зависимость?

На данный момент я могу сформулировать два способа интерпретации.

1. Этот способ я продемонстрирую на примере специальности «химия лекарственных соединений». Как показало исследование, если студенты первого года обучения получают высокие экзаменационные баллы, то с большой долей вероятности мы можем ожидать, что и на четвертом году обучения они продемонстрируют высокие баллы. Согласно типовому учебному плану данной специальности (http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/45947/1/1-31_05_02_2013.pdf), студенты первого курса сдают семь экзаменов, из которых – 2 по социогуманитарным предметам (экономика и иностранный язык), 2 – по высшей математике (которая не относится к естественнонаучным дисциплинам), 3 – по дисциплинам специальности: неорганическая химия и основы экологии (относительно данной дисциплины, если анализировать типовую программу http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/1208/1/g170.pdf, можно сказать, что она имеет междисциплинарный характер и включает в свое содержание в том числе социогуманитарное знание). Исходя из этого, можно предположить, что изначальная более глубокая общая подготовка студентов, в том числе в области социальных и гуманитарных дисциплин) связана с более успешной специальной подготовкой.

2. Второй способ интерпретации может быть привлечен из области социальной психологии и обозначен как «эффект ореола», который в обыденным языке фиксируется студентами фразой: «сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Иными словами, при выставлении оценок может срабатывать некоторая социальная инерция,  которая «мешает» преподавателям выставлять оценки ниже, чем некий средний уровень баллов, полученных студентами ранее.

Мне кажется, что предложенное к обсуждению исследование очень интересно и обладает потенциалом к развитию.

Изображение пользователя Виктор Самохвал
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Виктор Самохвал - Среда 15 Октябрь 2014, 12:09
 

Нам представляется, что первая интерпретация более обоснована. Нами получены в дальнейших исследованиях аналогичные данные по успеваемости студентов дневной формы обучения 1 и 4 курсов на биологическом (специальности «биология», «биоэкология» – 311 студентов), юридическом (специальность «правоведение» – 470 студентов) факультетах и на факультете международных отношений (специальность «международные отношения» – 146 студентов). Коэффициенты детерминации R2 для связи успеваемости на 4-м и тех же студентов на 1-м курсах оказались также относительно высокими, но на естественнонаучных факультетах несколько выше, чем на гуманитарных: химфак – 0,8598, биофак – 0,8465, , юрфак – 0,7638, международных отношений – 0,707. Это позволяет сделать, пока предварительно, предположение, что в программах и содержании естественных предметов больше взаимосвязанных элементов, чем в гуманитарных. Поэтому знания, полученные по естественным предметам на младших курсах, закладывают более прочный фундамент для дальнейшей успешной учебы, чем это происходит при изучении гуманитарных предметов. Правомерность этой гипотезы планируем проверить при проведении дальнейших исследований.

Полагать, что преподаватели гуманитарных факультетов меньше интересуются другими страницами зачетки, представляется маловероятным.

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Наталья Корчалова - Пятница 17 Октябрь 2014, 10:58
 

Мне кажется, что еще одной гипотезой, которая может быть выдвинута в рамках этого исследования, может касаться не только формальных данных, полученных на ЦТ и в рамках обучения в высшей школе. Речь может идти об оценках, которые получены в рамках той или иной формы оценивания: тестирования. Возможно, высокая корреляция будет наблюдаться между баллами централизованного тестирования и баллами по тем экзаменам, где тестирование использовалось как приоритетный метод оценивания.

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Алла Барченок - Среда 1 Октябрь 2014, 09:23
 

Представленное исследование демонстрирует нам интересные эмпирические данные и вызывает любопытство по ряду вопросов.

 

Первый из них связан с возможностями сравнивать показатели связи академической успеваемости и баллов при поступлении на различных факультетах БГУ. Факультеты сильно отличаются конкурсом при поступлении. Значит,  востребованные «модные» факультеты и специальности предъявляют к своим абитуриентам более жесткие требования при поступлении, выраженные  в более высоких проходных баллах. Вероятно, что и связь успеваемости и результатов вступительных испытаний на этих факультетах будет сильнее, чем на  факультетах с невысоким конкурсом и проходным баллом. А значит, и валидности ЦТ и балла аттестата абитуриента как основного инструмента конкурсного отбора абитуриентов при зачислении на разные факультеты также могут отличаться.

 

Далее, в представленных авторами данных видно, что связь  успеваемости в вузе с результатами ЦТ по химии (а это профильный предмет у исследуемых студентов) теснее  (R2 = 0.42), чем с результатами ЦТ по математике (R2 = 0.28).  Напрашивается предположение о том, что связь профильного сдаваемого предмета с дальнейшими успехами будет выше по сравнению с непрофильными. Особый интерес  в этой связи вызывают предметы, сдаваемые на гуманитарные факультеты, поскольку гуманитарные предметы, в отличие от естественнонаучных, меньше представлены в школьной программе. Возникает вопрос, как подобрать адекватные  критерии (перечень экзаменационных предметов), позволяющие не «отсеять», а отобрать лучших абитуриентов.

 

На мой взгляд, высокая успеваемость студентов может зависеть (хотя это, безусловно,  требует эмпирической проверки) от такого признака как участие в конкурсах и олимпиадах по предмету непосредственно связанному с выбранной специальностью. Ведь само участие в такого рода мероприятиях предполагает повышенную заинтересованность, наличие способностей и усиленную подготовку сверх школьной программы. А значит, и последующая успеваемость по смежным дисциплинам, вероятно, будет выше, чем у одногруппников, не обладающих этим признаком. И хотя этот признак (победы в олимпиадах или участие) встречается редко, а значит, считается статистически не значимым; связь этого признака и вузовских оценок,  на мой взгляд, может быть очень высокой. А значит как критерий для отбора лучших студентов – наиболее точный.

 

 

Изображение пользователя Виктор Самохвал
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Виктор Самохвал - Среда 15 Октябрь 2014, 16:41
 
  1. Наши дальнейшие исследования пока не подтвердили Ваше предположение. Минимальная связь с результатами ЦТ, в том числе по отдельным предметам, оказалась как раз на специальности «международные отношения», где проходные баллы самые высокие. Очевидно, в школьных учебных планах отсутствуют предметы, дающие основы для успешного освоения образовательных программ подготовки будущих дипломатов или необходимо, хотя бы в качестве эксперимента  ввести вступительное испытание по истории. Отметим, что МГИМО зачисляет без экзаменов победителей телевизионного конкурса, содержащего, как правило, вопросы по истории/

2. Это предмет особого анализа. Однако ясно, что для некоторых (не всех!) специальностей вывод об оптимальном выборе предметов вступительных испытаний может быть сделан только на основе эксперимента.

3. Многолетний опыт БГУ подтверждает, что победители международных и республиканских олимпиад, зачисляемые без вступительных испытаний на соответствующие специальности, учатся весьма успешно. Не случайно их активно привлекают к себе на учебу ведущие российские вузы. Интересно проследить, как складывается их карьера после окончания вуза, но такие исследования нам не известны.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Среда 15 Октябрь 2014, 13:12)

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Среда 15 Октябрь 2014, 13:18)

Изображение пользователя Владимир Михайлович Галынский
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Владимир Михайлович Галынский - Понедельник 6 Октябрь 2014, 12:13
 

Можно ли на основании данного (или аналогичных) исследования доказать необходимость отдельных ЦТ?

Поясню.

Здесь видна зависимость между ЦТ по химией и общей успеваемостью. ЦТ по математике влияет слабо, ЦТ по языку — не анализировались (или анализоровались? но зависимости не найдено). Делаем вывод, что  ЦТ по химии является основным экзаменом, а результаты остальных не важны, остальные можно рассматривать как зачет, в терминах "прошел/не прошел" (если, конечно, такое изменение в Правила приема будет возможно).

Любопытно, нужно ли физикам и радиофизикам ЦТ по математике?

Изображение пользователя Виктор Самохвал
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Виктор Самохвал - Среда 15 Октябрь 2014, 12:19
 
  1. Нельзя сказать, что результат ЦТ по математике не связан с успеваемостью студентов химфака, а то, что ЦТ по химии более адекватно влияет на успешность в учебе, вполне закономерно. Ваше предложение о проведении анализа связи успеваемости с результатами ЦТ по белорусскому (русскому) языку заслуживает внимания.

Необходимость замены перечня предметов вступительных испытаний окончательно можно подтвердить лишь экспериментально.

 2. Это входит в планы наших дальнейших исследований. Спасибо за советы.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Среда 15 Октябрь 2014, 13:14)

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Связь успеваемости с результатами ЦТ
от Алла Барченок - Четверг 23 Октябрь 2014, 10:04
 

Нужно ли физикам и радиофизикам ЦТ по математике? Думаю, ответ на этот вопрос нужно искать в учебных планах на факультетах. Посмотрев расписания занятий на факультетах физики и радиофизики и компьютерных технологий, а также перечень экзаменов и увидев количество и объем математических дисциплин, можно сделать вывод о том, что студентам со слабым уровнем математической подготовки доучиться до диплома будет очень сложно. А значит, можно рассчитывать на то, что  зависимость между результатами ЦТ и успеваемостью (по крайней мере на 1 и 2 курсах) будет достаточно высокой. Впрочем и это возможно проверить эмпирически.