Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Профессиональное саморазвитие педагога
от Дмитрий Губаревич - Вторник 7 Октябрь 2014, 08:13
 

Предлагаем для обсуждения статью Марии Войтеховны Швед «МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА»

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Профессиональное саморазвитие педагога
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 13 Октябрь 2014, 13:03
 

Статья Швед Марии Войтеховны «Методы профессионально-педагогического саморазвития преподавателя вуза» посвящена актуальному направлению развития педагогического профессионализма – саморазвитию и самосовершенствованию.

После прочтения статьи у меня возникло несколько вопросов к автору и я буду благодарен, если получу на них ответы.

Первая группа вопросов. Мария Войтеховна выделяет два направления в процессе раскрытия профессионального потенциала преподавателя. Одно из них – обсуждение научно-методических разработок преподавателя. Какие образовательные эффекты продуцирует данное направление деятельности?

По долгу службы приходится иметь дело с продуктами методического творчества преподавателей. Сам же процесс работы в рамках этого направления весьма энергозатратен. Как и зачем организуется эта работа? Кто ее выполняет? Какой педагогический  инструментарий используется методистом, или  тем, кто выполняет методическую функцию?

Вторая группа вопросов. Мария Войтеховна указывает на рейтинг, как способ профессионального совершенствования деятельности преподавателя. Однако за кадром остался анализ механизма действия рейтинга: за счет какого потенциала рейтинг позволяет преподавателям профессионально развиваться? Какие еще административные процедуры позволяют вмешиваться в процесс профессионального самосовершенствования преподавателя?

Третья группа вопросов. Я могу ошибаться, но из текста статьи мне стало понятно, что Мария Войтеховна имеет большой опыт использования тех методических средств, о которых она пишет. Тем обиднее, что в статье не представлен развернутый анализ описываемого педагогического инструментария: что получается, какие затруднения бывают, какие методические рекомендации можно дать.  

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: Профессиональное саморазвитие педагога
от Елена Карпиевич - Понедельник 13 Октябрь 2014, 15:39
 

Проблемы профессионально-педагогического саморазвития преподавателя представляют актуальность в связи с динамично изменяющимися требованиями к педагогическому профессионализму и недостаточным внедрением современных подходов к научно-методическому обеспечению данного процесса. Стремления автора внести определенный вклад в разработку данной темы несомненно приветствуются и поддерживаются.

Однако ряд ключевых положений предложенного доклада требуют прояснения. В обосновании нуждается тезис о том, что саморазвитие преподавателей высшей школы изменяет практику образовательного процесса. Что принципиально изменяется (улучшается) в качестве подготовки специалистов?

В контексте анализа специфики деятельности преподавателя высшей школы и разворачивающихся дискуссий о профессиональных и социально-личностных компетенциях стоит обратить внимания на то, в чем состоит особенность саморазвития именно преподавателя высшей школы? Как специфика педагогической деятельности в условиях высшего образования в изменяющихся социокультурных условиях влияет на процесс саморазвития? В силу того, что предметом данной статьи выступают методы саморазвития, хорошо было бы прояснить, какова модель (или структура) данного процесса. Это позволило бы определить, насколько описанные методы являются релевантными.

Можно предположить, что заявленные в тексте направления «обсуждение научно-методических разработок преподавателей и проведение открытых занятий, семинаров по обучению саморазвитию по наиболее сложным темам» позволяют нам получить представления о специфике данного процесса. Однако в тексте они только обозначены, а не обоснованы и методически раскрыты. В описании же методов используется классификация Подповетной Ю.В., выделившей некоторые группы методов профессионально – педагогического саморазвития. Предложенная авторам на ее основе композиция методов вызывает вопрос о их уместности и эффективности.

Кроме этого, содержание текста указывает на то, что саморазвитие – это процесс управляемый (одна из функций управления является контроль). Однако не совсем прояснено, кто педагогически и методически обеспечивает этот процесс. И какова специфика внешнего управления профессиональным саморазвитием педагогов на современном этапе развития образования.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 13 Октябрь 2014, 16:37)

Изображение пользователя Меркулова Ольга
Re: Профессиональное саморазвитие педагога
от Меркулова Ольга - Четверг 23 Октябрь 2014, 12:47
 

Уважаемые коллеги!

Хочу присоединиться к уже заданным вопросам и комментариям к статье и добавить несколько своих. 

1. Само слово "саморазвитие" предполагает, что это процесс внутренне обусловленный. И в связи с этим очень много вопросов вызывает, например, вот такой абзац:

Раскрытие внутреннего потенциала саморазвития преподавателя
высшей школы можно условно разделить на два направления:
обсуждение научно-методических разработок преподавателей и
проведение открытых занятий, семинаров по обучению саморазвитию по
наиболее сложным темам.

Начало фразы достаточно сложно понять, так как использованные понятия выше никак не были обсуждены, и не очень ясно, что подразумевается под потенциалом саморазвития, может ли он быть не только внутренним, но и внешним (а если не может, то какую смысловную нагрузку несет это уточнение)?

Еще больше вопросов возникает в отношении второй части высказывания. Что подразумевается, например, под проведением открытых занятий, семинаров по обучению саморазвитию? Кто и для кого должен проводить такие занятия? Если сам саморазвивающийся преподаватель может делать это настолько рефлексивно, что готов обучать саморазвитию других, то трудно предполагать массовость подобной практики. Если же предполагается, что преподавателей нужно специально учить саморазвитию, то при чем здесь раскрытие внутреннего потенциала?.. 

2. Удивление вызывает и такой пассаж автора:

Психологический аспект профессионального саморазвития
раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева, Н.Р.Битяновой, А.А.Бодалева, 
О.И.Бондарчук, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В. А.Лефтерова, 
В.Г.Маралова, С. Л. Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе.

Всегда странно видеть в одном ряду имена основателей психологических школ и исследователей, работающих над некоторыми более частными проблемами. Еще более странно видеть без всякого объяснения в одном ряду основателей достаточно разных психологических школ. И тем более странным выглядит приписывание классикам проблем, которыми они не занимались. Хотя, возможно, я сама что-то и не знаю. В частности, буду очень признательна автору, если она укажет конкретные работы Л.С. Выготского, в которых он обсуждал проблему профессионального саморазвития. Да и про остальных авторов тоже было бы интересно узнать.