Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Меркулова Ольга
Re: Профессиональное саморазвитие педагога
от Меркулова Ольга - Четверг 23 Октябрь 2014, 12:47
 

Уважаемые коллеги!

Хочу присоединиться к уже заданным вопросам и комментариям к статье и добавить несколько своих. 

1. Само слово "саморазвитие" предполагает, что это процесс внутренне обусловленный. И в связи с этим очень много вопросов вызывает, например, вот такой абзац:

Раскрытие внутреннего потенциала саморазвития преподавателя
высшей школы можно условно разделить на два направления:
обсуждение научно-методических разработок преподавателей и
проведение открытых занятий, семинаров по обучению саморазвитию по
наиболее сложным темам.

Начало фразы достаточно сложно понять, так как использованные понятия выше никак не были обсуждены, и не очень ясно, что подразумевается под потенциалом саморазвития, может ли он быть не только внутренним, но и внешним (а если не может, то какую смысловную нагрузку несет это уточнение)?

Еще больше вопросов возникает в отношении второй части высказывания. Что подразумевается, например, под проведением открытых занятий, семинаров по обучению саморазвитию? Кто и для кого должен проводить такие занятия? Если сам саморазвивающийся преподаватель может делать это настолько рефлексивно, что готов обучать саморазвитию других, то трудно предполагать массовость подобной практики. Если же предполагается, что преподавателей нужно специально учить саморазвитию, то при чем здесь раскрытие внутреннего потенциала?.. 

2. Удивление вызывает и такой пассаж автора:

Психологический аспект профессионального саморазвития
раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева, Н.Р.Битяновой, А.А.Бодалева, 
О.И.Бондарчук, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В. А.Лефтерова, 
В.Г.Маралова, С. Л. Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе.

Всегда странно видеть в одном ряду имена основателей психологических школ и исследователей, работающих над некоторыми более частными проблемами. Еще более странно видеть без всякого объяснения в одном ряду основателей достаточно разных психологических школ. И тем более странным выглядит приписывание классикам проблем, которыми они не занимались. Хотя, возможно, я сама что-то и не знаю. В частности, буду очень признательна автору, если она укажет конкретные работы Л.С. Выготского, в которых он обсуждал проблему профессионального саморазвития. Да и про остальных авторов тоже было бы интересно узнать.