Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Инновации образовательных формаций
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 13 Октябрь 2014, 15:09
 

Предлагаем для обсуждения статью Дениса Владимировича Борисенко "Инновации образовательных формаций в высшем образовании".

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Инновации образовательных формаций
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 13 Октябрь 2014, 12:45
 

В статье Дениса Владимировича Борисенко «Инновации образовательных формаций в высшем образовании» раскрываются особенности подготовки инженеров-дизайнеров, описывается портфолио как инструмент подготовки специалиста.

Портфолио студента уделено значительное место в статье. Однако не прояснен методический аспект его использования. Возможно, на примере конкретного учебного курса можно было бы показать опыт использования портфолио: какие образовательные эффекты он порождает, с какими сложностями сталкиваются преподаватель и студенты в процессе использования портфолио, как портфолио становится средством организации  самостоятельной работы студентов. Например, портфолио является эффективным средством развития умения студентов анализировать как свою деятельность (учебную, профессиональную), так и ее результаты. С помощью каких временных, методических и иных ресурсов преподаватель развивает это умение у студентов.

Было бы интересно ознакомится с отзывами студентов на данный вид учебной деятельности. Если, конечно, коллега располагает такими данными. Потенциал использования портфолио велик, поэтому в статье хотелось бы видеть более подробные размышления автора об электронном портфолио в свете тех информационных вызовов, которые были обозначены в статье.

Изображение пользователя Денис Борисенко
Re: Инновации образовательных формаций
от Денис Борисенко - Среда 15 Октябрь 2014, 20:57
 

Большое спасибо за Ваш комментарий.

Да, к моему сожалению, доклад оказался не всеохватывающим. Это, с одной стороны, негативное проявление, а с другой, - дает возможность каждому, кто ознакомился с текстом, представить своей путь развития данного педагогического средства (метода), создать новые пути его развития и внедрения в своем педагогической деятельности.

Что касается практических примеров использования – они постепенно только начали реализоваться на нашей кафедре и проходят пока экспериментальное «испытание» в ходе практических и лабораторных работ. Общие их закономерности использования будут сформированы в конце учебного года, который начался. Образовательные эффекты, проявленные сложности, методологические проблемы и др. характеристики, выявленные при экспериментальной реализации, будут иметь накопительную модель общего проблемного поля и позитивного эффекта. Она будет создана в конце каждого семестра, после выполнения ряда практических и лабораторных заданий студентами с помощью учебного портфолио, а также после выполнения комплексных семестровых работ. Пока сейчас студенты заняты сбором информации и трудятся над заданием. Время покажет полную картину реализации портфолио в образовательном процессе, но важно то, что нужно не стоять на месте и действовать, активизировать студентов любыми путями и средствами, добиваться максимизации их мотивации.

Отзывы студентов – это отдельный критерий оценки внедрения новых педагогических методик, технологий, средств. Для оценки учебного портфолио выделено специальную анонимную линию для студентов, которые могут высказать в ней не только все хорошие акценты для преподавателя, но негативные и проблемные моменты, с которыми они столкнулись, в т. ч. «просчеты» в методологическом аппарате, последовательности выполнения и т.д.

Данный доклад – только «крупинка» в рассмотрении образовательных формаций и, в первую очередь, внедрения, учебного портфолио. Каждый учебный год наша кафедра старается внедрять новации в образовательную систему, обновлять методологическое обеспечение, приобретает новые технические средства и профессиональное оснащение для аудиторий и лабораторий. Также мы стараемся постоянно оптимизировать учебный процесс, внести в него визуальный информационный контент, предоставить студентам больше возможностей для саморазвития и самообразования. Первые шаги в реализации учебного портфолио это подтверждает. Возможно, они будут сложными и будут требовать более существенных методологических доработок, но мы постараемся их все пройти и предоставить в дальнейшем более обширные результаты нашей деятельности.

 

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Инновации образовательных формаций
от Дмитрий Губаревич - Воскресенье 19 Октябрь 2014, 09:49
 

Денис Владимирович. Спасибо, что следите за тем, как складывается судьба Вашего доклада.-)

Безусловно, доклад не может рассказать обо всем. Однако пафос доказательности должен в нем, на мой взгляд, присутствовать.

Вы говорите о том, что только начали использовать портфолио. Это замечательно. Однако использование портфолио требует значительного временного ресурса. За счет чего Вы обеспечиваете то, чтобы портфолио не превратился в архив?

А еще хочу обратить Ваше  внимание на комментарий к Вашему докладу еще одного участника конференции. Для меня был очень неожиданным такой сюжет. Я все больше мыслю категориями образования, а там такой рыночный сквозняк. Очень бы хотелось услышать Ваше мнение и по поводу комментария Аллы Владимировны.

 

 

Изображение пользователя Денис Борисенко
Re: Инновации образовательных формаций
от Денис Борисенко - Понедельник 27 Октябрь 2014, 18:13
 

Спасибо за акцентуацию внимания на вопросы. Постараюсь ответить на Ваш вопрос и на вопрос Аллы Владимировны одновременно в поле ответа на впорос Аллы Владимировны (немного тавтологии, но думаю все понятно будет ниже))

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Инновации образовательных формаций
от Алла Барченок - Пятница 17 Октябрь 2014, 14:45
 

Я попробую начать с примера. Студенты архитектурного факультета  сдают свои творческие работы (например, проект загородного дома, детского садика, промышленного предприятия) в качестве выполненного учебного задания на кафедру и  получают оценку. Работа занимает свое «почетное» место в архиве кафедры. Подобного рода работы могут иметь коммерческую ценность (и авторство и цену). Существует определенная угроза потери авторства (работы могут циркулировать от курса к курсу). Портфолио же позволяет собрать работы в одну наглядную академическую историю конкретного студента, тем самым как бы авторизируя их. Более того академическая активность становится открытой и прозрачной и для преподавателей, и для студентов-коллег.

  Но, на мой взгляд, здесь есть и оборотная сторона. Успешные студенты, реально оценив свои профессиональные способности и подрабатывая по специальности, понимают, что авторскую разработку (дизайн-проект дома, веб-сайт, литературное произведение, психологический тест и т.д.)  можно уже выгодно продать работодателю, а к выполнению учебных задач и созданию своей академической истории (портфолио) отнестись посредственно. Приоритетность коммерческих проектов за пределами вуза снижает учебную мотивацию. Особенно это  касается высокооплачиваемых на рынке труда специалистов.  

Изображение пользователя Денис Борисенко
Re: Инновации образовательных формаций
от Денис Борисенко - Понедельник 27 Октябрь 2014, 19:06
 

В первую очередь, хочу поблагодарить Вас, Алла Владимировна, за проявленный интерес к работе и выделение очень важного проблемного поля в профессиональной подготовке с использованием портфолио – область интеллектуальной собственности и коммерческая ценность. Да, Вы правы, каждая практическая работа студента имеет авторские права и может уже в процессе её выполнения стать заманчивой для конкретного рынка потребления. С этим у нас в учебном заведении очень просто – все выполняемые задания студентами и их результаты являются авторством учебного заведения (в некоторых случаях в соавторстве). Тем самым, с одной стороны, «съедается» возможность  потери мотивации студентов и стремление их создавать что-либо только для получения прибыли. Но, с другой стороны, что касается формирования учебного архива,  – он у нас постепенно изменяет свою роль – преобразуется из статического в динамический с возможным получением коммерческой выгоды. За последним путем проявляется мировые тенденции развития высшего образования. При этом можно охарактеризовать конкурентную «борьбу» между вузами в получении финансовой государственной «помощи» или других форм (через гранты и т.д.), а также привлечение внимания будущих абитуриентов к вступительной кампании вуза. Одним из проявлений соавторства учебных результатов – оформление полезным моделей в соавторстве студента, преподавателя и вуза. За последним (вуз) идет основная материальная сторона оформления нормативных документов. Да это возможно сложный и длительный процесс, но мы его стараемся уменьшать (сведя в 1-3 месяца), надеемся на востребованный окончательный  результат.

Присутствие «почетного» места в архиве – важная проблема учебного процесса и педагогической деятельности. С моей стороны, необходимо максимально получить выгоду из студенческой работы и с обязательной оценкой и возможной премиальным за отдачу самого студента. Так у нас скоро в учебном заведении планируется проведение международного художественного конкурса, который станет дополнительным «плацдармом» для студентов показать себя и возможно даже получить будущие заказы от работодателей.

Неотъемлемой существующей проблемой «утечки» студенческих работ и самих студентов для получения коммерческой выгоды все же у нас пока не наблюдается и мы стараемся контролировать педагогически, методологически и в правовых аспектах (ранее об это было упомянуто). Еще  одним отличием  результатов учебного портфолио  от коммерческих проектов – присутствие четкой методологической структуры  выполнения, авторские права которой закреплены за учебным заведением. Да здесь присутствует у нас, к сожалению, некоторая «несправедливость». Преподаватель сам создает методические конструкции, методологическое обеспечение и лишается основного права на его использование в других сферах (кроме учебного преподавания),  это право он передает учебному заведению. Не сильно вдаваясь в сложные манипуляции в области авторского права, т.к. я не являюсь на 100% специалистом в данной сфере, нам более интересен педагогический аспект. Но при этом, на учебную мотивацию влияет данный важный момент и не учет его может кардинально повлиять на будущий результат. Для предотвращения упомянутых Вами ситуаций, я думаю, преподаватель должен стать «посредником» в возможной коммерциализации учебных результатов студентов, первым проявить возможное получение не только профессиональных знаний, умений и навыков, но некоторой прибыли при достижении определенного уровня. А вот уровень должен соответствовать и контролироваться педагогом, при достижении которого возможен реальный переход на следующую «ступень» - поиск заинтересованных работодателей. Также возможен и иной путь – прямое взаимодействие педагога с работодателем на получение конкретного продукта, под который формируется учебное задание для студентов. Достижение определенных  результатов студентами будет дополнительно вознаграждаться материально.  Такая модель у нас присутствует в учебном заведении, но полноценный эффект она дает при прохождении производственных практик или выполнения курсовых проектов.

Надеюсь, я смог в какой-то мере ответить на Ваш вопрос. Да Ваш вопрос очень интересный для формирования уникальных учебных моделей с практическим получением результатов и коммерческой выгоды, создания автономных комплексов и т.д.

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Инновации образовательных формаций
от Алла Барченок - Вторник 28 Октябрь 2014, 09:59
 

Спасибо за содержательный комментарий.