Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Обратная связь от студентов
от Дмитрий Губаревич - Вторник 14 Октябрь 2014, 11:31
 

Предлагаем для обсуждения текст Ольги Петровны Меркуловой "Обратная связь от студентов как ресурс совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза"

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Обратная связь от студентов
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 20 Октябрь 2014, 10:58
 

Ольга Петровна в своей статье обсуждает важное, дешевое (с точки зрения материально-технических затрат), эффективное (полезное как для деятельности преподавателя, так и для учебной деятельности студентов) средство профессионального совершенствования педагогического профессионализма. 

Хочу привести реальный пример из практики: в прошлом году я проводил занятия со студентами в рамках учебного курса "Методика преподавания социально-политических дисциплин". В конце курса мною и моей коллегой было организовано получение обратной связи от студентов способом "Групповой отзыв студентов". Каково же было мое удивление, когда работая с аудиозаписью занятия, я услышал высказывания студентов о том, что они за четыре года впервые в рамках учебного курса получали развернутую обратную связь на свою деятельность и ее результаты.  Студенты указывали на эффективность и конструктивный характер полученной обратной связи. 

Почему? Почему преподаватели отказываются использовать это средство для улучшения деятельности студентов? Да, процесс обратной связи требует временных и интеллектуальных затрат преподавателя. И Ольга Петровна в своей статье обращает на это внимание. Все дело в профессиональных установках и ценностях преподавателей? 

Хочу заметить, что в обратной связи студентов на мою деятельность я нашел много полезного для себя. Так, например, я впервые узнал о том, с какими сложностями сталкиваются студенты оценивая свои возможности при выполнении заданий для самостоятельной работы. Это было очень важно для меня, так как в процессе курса и понятия не имел о том, что происходит с некоторыми студентами в данном аспекте. Ольга Петровна подробно останавливается на возможностях обратной связи для профессионального роста преподавателя. Однако вновь остается проблема невостребованности обратной связи от студентов. Означает ли, что востребованность обратной связи преподавателями от студентов будет только тогда, когда изменятся правила игры в вузе: студенты начнут выбирать курсы, а преподаватели конкурировать между собой за студента?

(Редактировал(а) Елена Карпиевич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 11:46)

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: Обратная связь от студентов
от Елена Карпиевич - Понедельник 20 Октябрь 2014, 13:33
 

Прежде всего, хотелось бы солидаризироваться с основными идеями, которые зафиксированы Ольгой Петровной в данном тексте. Попытка критически осмыслить ключевую идею - совершенствование преподавания посредством получения обратной связи от студентов – вызывает поддержку. Данный ресурс улучшения качества преподавания несомненно нуждается в более разумном использовании, чем это есть на данный момент в практике образовательного процесса в наших странах.

Вызывает вопрос попытка выделить три позиции преподавателя в интерпретации неуспешных (а почему именно неуспешных?) результатов учебы студентов. Не совсем понятно, почему выбраны приведенные основания для выделения трех групп преподавателей. И причины, по которым они для разных групп изменяются (ориентация на высокий уровень, в одном случае; ориентация на внешний критерии успешности, в другом). Что означает для практики образовательного процесса выделение этих трех групп? Какие рекомендации в данном контексте могут следовать для самих преподавателей, для администрации вуза?

Важно отметить конкретные примеры, на которые ссылается Ольга Петровна в своей статье. Например, это обратная связь от студентов на учебно-методические материалы, используемые в преподаваемом курсе. Это видится весьма продуктивным способом, так как кроме получения важной информации для преподавателя, учит студентов критериально давать обратную связь. Особенно это может быть востребовано в рамках предметов психолого-педагогического цикла.

Интересным моментом также является попытка автора поддержать модель организации опросов на факультетском уровне при условии «короткого цикла обработки информации» и «концентрации ответственности в руках одного специалиста». Хотелось бы получить более развернутый комментарий (хотя бы несколько предложений) об организационно-методической стороне данного процесса (сколько обрабатывается, кто данный специалист и т.д.).

Соглашаясь с комментариями Д.Губаревича о востребованности обратной связи в условиях рамочных трансформаций, хотела бы отметить и поддержать другой тезис автора о необходимости поддерживающей и безопасной образовательной среды для получения обратной связи в рамках кафедры (факультета). Создание таковой является показателем отсутствия формализма и необходимости содержательной обратной связи. Возможно ли создание такой среды в существующих условиях организации образовательного процесса?

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 14:32)

Изображение пользователя Меркулова Ольга
Re: Обратная связь от студентов
от Меркулова Ольга - Среда 22 Октябрь 2014, 18:45
 

Уважаемые Елена Фадеевна и Дмитрий Иванович! 

Спасибо за комментарии и солидарность! Попробую ответить на вопросы из сообщения Елены Фадеевны.

Вызывает вопрос попытка выделить три позиции преподавателя в интерпретации неуспешных (а почему именно неуспешных?) результатов учебы студентов. Не совсем понятно, почему выбраны приведенные основания для выделения трех групп преподавателей. И причины, по которым они для разных групп изменяются (ориентация на высокий уровень, в одном случае; ориентация на внешний критерии успешности, в другом). Что означает для практики образовательного процесса выделение этих трех групп? Какие рекомендации в данном контексте могут следовать для самих преподавателей, для администрации вуза?

Эти три позиции я пыталась выделить в контексте анализа "объективной" обратной связи - то есть, результатах оценивания преподавателем учебных достижений студентов. Если студенты успешно осваивают курс, то вряд ли это обстоятельство послужит толчком к изменениям. Конечно, изменения могут быть инициированы какими-то другими причинами. Но когда основная масса студентов успешно справляется со всеми требованиями и получает высокие оценки, для преподавателя это будет скорее позитивной обратной связью, подтверждающей, что нужно и дальше работать также, а не негативной, требующей что-то менять в курсе или в своей деятельности. 

Выделение именно таких групп связано с попыткой обобщить эмпирический опыт - наблюдения за деятельностью коллег, обсуждения учебных проблем в разных академических ситуациях. Например, при переходе на новые стандарты при общем падении подготовленности абитуриентов некоторые курсы стали стабильно неуспешны для большинства студентов, и обсуждение этих проблем высветило явно две позиции - сетования на то, что студенты не хотят ничего делать, не понимают элементарных вещей и т.п. и попытка понять, что других студентов не будет, и надо что-то менять в нашей работе. Ну и третья позиция - снижения требований тоже присутствует. 

Наверное, могут быть какие-то еще позиции... И, конечно, промежуточные ситуации и "неопределившиеся" преподаватели. 

Если попытаться подвести подвести теоретическую базу, то нужно будет обратиться к ценностям, локализации конроля и каким-то имплицитным теориям вроде X и Y Макгрегора в менеджменте. 

Для самих преподавателей, наверное, не лишним будет вообще об этом задуматься. Например, в собственном опыте могу отметить определенный "дрейф" в сторону от первой к третьей позиции, который произошел во-многом благодаря разработке и преподаванию курса "Практикум академической компетентности". 

Для администрации, если она хоть как-то ориентирована на содержательные улучшения, а не только красивую отчетность - не лишним было бы понимать, что если у преподавателя много двоечников, то, возможно, ему нужна какая-то помощь в поиске путей изменить что-то, а не простое "выдавливание" в безразлично-формальное снижение требований.

О том, как у нас на факультете "работала" система обратной связи можно посмотреть здесь

Изображение пользователя Меркулова Ольга
Re: Обратная связь от студентов
от Меркулова Ольга - Четверг 23 Октябрь 2014, 13:24
 

Еще одно дополнение.

Елена Фадеевна обратила внимание на важный вопрос - основания выделения трех различных позиций преподавателей в отношении "объективной" обратной связи от студентов. Помимо тех пояснений, которые я уже дала, размышляя над этим вопросом, я сама вдруг обнаружила еще одно основание в своей же работе 5-летней давности, опубликованной в одной из конференций, проведенных Центром проблем развития образования: 

Меркулова О.П. Студент как потребитель образовательных услуг // Учебная деятельность студента университета: от управления к самоуправлению: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 22–23 апр. 2009 г., Минск / редкол.: М.А. Гусаковский [и др.]; под ред. Н.Д. Корчаловой, И.Е. Осипчик. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. С. 83–87.

В этой статье я обсуждала различные установки при реализации принципа ориентации на потребителя в обеспечении качества высшего образования - не буду повторять, в статье они достаточно подробно рассмотрены. И выделенные в этой статье три позиции полностью соответствуют трем рассмотренным установкам.

И еще возникла мысль, что может быть какое-то соотнесение с типами образовательной среды, описанными В.А. Ясвиным. Но тогда "выпадает" догматическая среда - возможно, в явном виде она все-таки не совсем характерна для высшей школы.

Очень продуктивный вопрос, спасибо!