Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Вызовы образованию
от Дмитрий Губаревич - Среда 15 Октябрь 2014, 08:00
 

Начинаем обсуждение статьи Андрея Леонидовича Маковского "Какие могут быть вызовы образованию"

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Вызовы образованию
от Наталья Корчалова - Среда 15 Октябрь 2014, 10:10
 

В тексте Андрея Леонидовича Маковского предпринята попытка описать обстоятельства, оказывающие существенное влияние на функционирование высшей школы, глазами непосредственного участника образовательного процесса, чем, как мне кажется, и был определен тот набор вызовов, который представен автором. Хотя в тексте это не прописано, эти вызовы могут быть разделены на две большие категории (достаточно традиционные в анализе образования): внутренние и внешние. Для понимания обсуждаемого автором круга проблем хотелось бы, конечно, прояснения некоторых вопросов.

Например, автор говорит: "В начале XXI века довольно четко обозначилась тенденция смены парадигмы в развитии общества. Наконец пришло осознание того, что настоящей ценностью в наше динамичное время является наличие высокообразованного человеческого капитала". Вызывает интерес то, чем же конкретно обусловлена значимость высшего образования сегодня, как автор видит новую парадигму в развитии общества, требующую высокообразованного человека как его участника. Если обратиться к истории 20-го века, то всплеск значимости и интереса  к высшему образованию и потребность в специалистах высокой квалификации во многом связывают с так называемой научно-технической революцией, полаганием ее центральной роли в социальной, культурной, экономической динамике. Чем же характеризуется наше время, вновь актуализирующее интерес к высшему образованию? Мне кажется, что, ответив на этот вопрос, будет легче искать ответы на вопрос, какое высшее образование нужно сегодня, каким может быть его внутреннее устройство.

Хочется поблагодарить автора за то, что им поднята эта важная тема в рамках данной конференции.

В конце хотелось бы обратить внимание, что между текстами А.Л. Маковского и В.В. Самохвала существует полемика в отношении процедуры приема абитуриентов в вузы.

Изображение пользователя Виктор Самохвал
Re: Вызовы образованию
от Виктор Самохвал - Среда 15 Октябрь 2014, 16:57
 

По поводу возможной полемики в связи с полученными в нашей работе результатами по связи успешности обучения в вузе с результатами ЦТ при поступлении мы не видим предмета для дискуссии. Скорее, наоборот, если средний балл успеваемости за весь период обучения определяется его величиной на первом курсе, то этот факт дает основание для введения самого демократичного способа зачисления в вуз – свободная запись при наличии документа о среднем образовании. Так поступают многие европейские университеты, но отсевы студентов при этом могут достигать больших по нашим меркам размеров –30 – 40%. Мы, очевидно, еще не готовы к столь радикальным изменениям правил приема в вузы.

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Вызовы образованию
от Алла Барченок - Среда 15 Октябрь 2014, 17:54
 
Позволю небольшую реплику в продолжение. Мы не столько не готовы к новому способу приема абитуриентов в вузы, зачисляя всех желающих, хотя это уравняло бы стартовые возможности молодежи; сколько не готовы к более жестким требованиям во время учебы. А точнее к увеличению числа отчисленных, особенно среди студентов платной формы обучения. Ведь это неприятно отразится на результатах внебюджетной деятельности вузов. Плата за обучение – мощный финансовый источник. А снижение численности студентов снижает нагрузку на преподавателей и, как следствие, усугубляет кадровые проблемы (меньше студентов – меньше преподавателей).
Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Вызовы образованию
от Наталья Корчалова - Понедельник 20 Октябрь 2014, 11:21
 

Виктор Васильевич, как я поняла посыл Вашего исследования, Вы предлагаете а) сохранить отбор абитуриентов при поступлении в УВО, б) в качестве критерия отбора использовать средний балл по аттестату как прогностически наиболее надежный. В тексте же уважаемого Маковского говорится о том, что оценки, получаемые школьниками в ходе обучения, не позволяют судить об успешности осноения дисциплин в вузе, поэтому нужно отказываться от процедуры отбора как такового.

Изображение пользователя Владимир Михайлович Галынский
Re: Вызовы образованию
от Владимир Михайлович Галынский - Понедельник 20 Октябрь 2014, 11:27
 

Типовые планы и образовательные стандарты обычно составляют на факультетах ведущих УВО, занимаются этим заместители декана совместно с ППС.

Они достаточно тесно связаны с процессом преподавания. Другое дело, что они поставлены в жесткие условия и им пришлось чем-то пожертвовать при изменении срока обучения с 5 до 4 лет.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 11:52)

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Вызовы образованию
от Наталья Корчалова - Понедельник 20 Октябрь 2014, 11:32
 

Уважаемый Владимир Михайлович, можно ли понять Ваш комментарий как попытку формулирования еще одно важного вызова, лицом к которому стоит наше высшее образование?

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 12:29)

Изображение пользователя Андрей Леонидович Маковский
Re: Вызовы образованию
от Андрей Леонидович Маковский - Среда 22 Октябрь 2014, 12:15
 

Уважаемый Владимир Михайлович , на мой взгляд, совершенно верно уловил те самые вызовы, которые условно можно назвать внутренними,  и вот почему. Снижение потока поступающих в УВО обусловлено  вполне объективными причинами, теми самыми пресловутыми демографическими ямами.Это угрозы внешние. Если можно что-то сделать , делать нужно обязательно(помним о лягушке, попавшей в жбан с молоком). Но реальность внутренней угрозы такова, что недооценивать её просто глупо. И её я обозначил, как ретивость не в меру исполнительных чиновников. Они готовы под лозунгом экономии(читай - зарабатывания денег) готовы так выхолостить содержание образовательногог процесса, что всем мало  не покажется. И вообще, все чаще прихожу к мысли, что постановка во главу угла коммерческих целей при реализации социальных проектов (в образовании , здравоохранении и etc.) противопоказана АБСОЛЮТНО. Делать надо так, чтобы "дело ладилось", а уж денежки сами придут, когда все наладится.

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Вызовы образованию
от Наталья Корчалова - Среда 22 Октябрь 2014, 13:10
 

Уважаемый Андрей Леонидович, к сожалению, из-за краткости высказываний на форуме достаточно сложно восстановить логику, а в некоторых случаях и последовательность аргументации. Для того, чтобы быть более понятной, я приведу ту последовательность, которую мне удалось ухватить.

1. По инициативе чиновников сокращаются сроки обучения в вузах (с 5 до 4 лет).

2. Это действие чиновников нацелено на выхолащивание содержания обучения.

3. Это действие чиновников мотивировано задачей экономии средств.

Правильно ли я уловила последовательность умозаключений?

В связи с этим возникают вопросы.

1. Сокращение сроков обучения ведет к уменьшению поступлений от студентов, обучающихся на платной основе (каковых в Беларуси более 60% от общего числа обучающихся в вузах). О какой экономии средств тогда может идти речь?

2. Сравним ситуацию обучения в вузах Беларуси и некоторых других европейских стран. В Беларуси семестр длится 17-18 недель. Согласно нормативным документам, недельная нагрузка студентов должна составлять 36 часов аудиторной нагрузки. То есть в семестр от 612 часов до 648 часов, которые проводят студенты в аудиториях. Если просмотреть расписание занятий студентов, но нагрузка колеблется в пределах 38-42 часов в неделю. Во Франции (и в Болгарии) семестр длится 10 недель, недельная аудиторная нагрузка студентов - 20-24 часа. В серестр 200-240 часов, что 2,5-3 раза меньше по сравнению с аудиторной нагрузкой белорусских студентов. Почему белорусским преподавателям не хватает этого аудиторного времени для достижения образовательных целей и какое отношение к этой проблеме имеют белорусские чиновники? 

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Вызовы образованию
от Алла Барченок - Среда 22 Октябрь 2014, 14:20
 

Мне кажется, что решение первого вопроса об уменьшении средств, полученных от студентов платной формы обучения за пятый год может решиться очевидно просто. Всю стоимость обучения разделить на 4 года. При снижении длительности обучения увеличивается количество выпусков (а значит и частных средств) из университетов за определенный период.  

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Вызовы образованию
от Наталья Корчалова - Среда 22 Октябрь 2014, 15:36
 

Правило "При снижении длительности обучения увеличивается количество выпусков (а значит и частных средств) из университетов за определенный период", как мне кажется, будет экономически выгодным в том случае, если сохранится при неизменном или увеличивающемся количестве поступающих в вузы. При существующем положении дел, связанных с "демографической ямой", этого ожидать не приходится. Первое предложение о распределении нынешней стоимости обучения с 4 лет на 5 возможно при сохраняющейся или повышающейся платежеспособности населения (что не соответствует нашим реалиям).

Изображение пользователя Владимир Михайлович Галынский
Re: Вызовы образованию
от Владимир Михайлович Галынский - Вторник 28 Октябрь 2014, 09:55
 

семестр точно 17 недель.

часов у нас 36*17, но и предметов 10-12 в семестр.

а на западе предметов несколько (зависит от студента), может быть 1-2-3-4..  меньше чем у нас, поэтому за меньшее количество часов студент успевает пройти больше.

Изображение пользователя Юрий Краснов
Re: Вызовы образованию
от Юрий Краснов - Четверг 13 Ноябрь 2014, 16:07
 

Андрей Леонидович! Спасибо за живую статью, спасибо за несколько предложений, достойных обсуждения. Полностью согласен с Вашей оценкой о необходимости смены парадигмы в развитии общества. Отмечу, что и образование нуждается в смене психолого-педагогической парадигмы. Что очень хорошо иллюстрируете Вы фактом:

Американские психологи проанализировали биографии 400 величайших деятелей в области науки, техники и искусства [2]. Оказалось, что 240 из них, а это ни много ни мало 60% от общего числа, в школе не отличались высокими показателями в учёбе. Возглавляют это почетный список Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, Томас Эдисон и Константин Циолковский, Чарльз Дарвин и Блез Паскаль. Туда же попали «неуч» английской словесности Нобелевский лауреат по литературе сэр Уинстон Черчилль, русские писатели Лев Толстой, Антон Чехов, Владимир Маяковский и Иосиф Бродский.

Буду благодарен за Ваш отзыв на мои статьи данной конф. Они как раз посвящены смене образовательной парадигмы.