Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Дмитрий Губаревич - Среда 15 Октябрь 2014, 08:44
 

Предлагаем для обсуждения статью Жанны Владимировны Волковой "Подходы к управлению разработкой и реализацией образовательных программ"

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Наталья Корчалова - Пятница 17 Октябрь 2014, 17:04
 

Как мне кажется, в тексте уважаемой Жанны Владиморовны произведено принципиальное переопределение идеологии управления проектированием в образовании. Это переопределение заключается в установлении в качестве субъекта проектирования образовательных программ коллективного субъекта. Переопределение проектирования из статуса индивидуального творчества в коллективное влечет за собой смеху технологии управления этим аспектом образования. В этом случае мы можем разграничить подходы к управлению по основанию социального субъекта проектирования, что позволит описывать и экспертировать их точнее.

Для меня не до конца остался проясненным вопрос, кто же включается в "состав" этого коллективного субъекта проектирования: напрямую в тексте указывается, что в проектные группы входят педагоги. Однако по косвенным указаниям ("В рамках данного подхода решение задачи разработки и реализации программ обусловливается участием и вовлеченностью в этот процесс тех людей, на кого программа направлена, для кого она создается", а создается она для того, кто будет осуществлять "образовательное действие", которое "определяется самим субъектом изнутри" и которое обусловливает "способность участников быть субъектом образовательного процесса") можно предположить, что в состав проектировочных групп должны входить и учащиеся, поскольку именно они и являются в первую очередь при гуманитарном взгляде на образование субъектами образовательного процесса. Очень хотелось бы получить комментарий, проясняющий этот вопрос и, возможно, очерчивающий технологические и методические возможности его решения.

Изображение пользователя Андрей Леонидович Маковский
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Андрей Леонидович Маковский - Четверг 23 Октябрь 2014, 10:56
 

Если "предположить, что в состав проектировочных групп должны входить и учащиеся, поскольку именно они и являются в первую очередь при гуманитарном взгляде на образование субъектами образовательного процесса", то логично следует, что привлекать необходимо студентов  старших курсов, уже прошедших обучение по обсуждаемым документам и представляющих, что можно и нужно улучшить, а от чего можно и отказаться.

 

(Редактировал(а) Наталья Корчалова, Суббота 18 Октябрь 2014, 19:28)

Изображение пользователя Жанна Волкова
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Жанна Волкова - Понедельник 27 Октябрь 2014, 16:43
 

Однако, если студентов не готовить ранее в диалоговых формах, то к совместному проектированию они могут быть и не готовы и на страших курсах...

Изображение пользователя Жанна Волкова
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Жанна Волкова - Понедельник 27 Октябрь 2014, 16:41
 

Здравствуйте, уважаемая Наталья, благодарю вас за отзыв на статью. С удовольствием, хотя немного позже, отвечаю. Вы правы в том, что субъект разработки и реализации образовательной программы становится коллективный. И в его состав могут входить преподаватели, учащиеся, а также управленцы и работодатели. И, по нашей версии, управление такими программами требует особых приемов, способов вовлечения людей в данный процесс, поднимающий субъектность участников разработки. К таким способам относятся - использование образовательных технологий в обр. процессе, которые поднимают активность, инициативность учащихся к обр. процессу и соотвественно к программам; совместное проектирование таких программ и пр.

А.А. Полонников
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Александр Полонников - Вторник 21 Октябрь 2014, 21:04
 

Идея Жанны Владимировны, как я ее понял, состоит в изменении структуры нормирования учебной деятельности студента. Речь идет о диалогизации регламента обучения, для чего и вводится новое понятие "образовательная программа". Идея чрезвычайно интересная, но один вопрос к автору у меня все же возник: Идея программного диалога строится на допущении "прозрачности" образования для студента. Но как студенту участвовать в обсуждении тех материалов, о которых он пока не догадывается. Маковский предлагает привлекать студентов-старшекурсников. Да, действительно, в некоторых случаях это решение. Но как быть тогда с индивидуальной образовательной траекторией, которая предполагает уникальность образовательного пути каждого?

Может быть речь должна идти об образовательной программе типа гипертекст?

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Наталья Корчалова - Четверг 23 Октябрь 2014, 11:02
 

Хотелось бы отреагировать сразу на два комментария - данный и предыдущий А.Маковского. 

Что означает для современного университета идея индивидуализации обучения, которая принципиально отличается от индивидуального подхода в обучении, с точки зрения управления им, организации, обеспечения его функционирования?

Изображение пользователя Жанна Волкова
Re: Управление разработкой и реализацией образовательных программ
от Жанна Волкова - Понедельник 27 Октябрь 2014, 16:47
 

Здравствуйте, Александр Андреевич, благодарю за Ваш тезис. Он интересен для обдумывания. Вероятно, для построения индивидуально образовательной траектории, программы, необходимым является реконструкция опыта студента и совместное выстраивание его инд. образовательной программы, что требует технологии тьюторского сопровождения...