Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Андрагогический подход
от Дмитрий Губаревич - Среда 15 Октябрь 2014, 10:02
 

Начинаем обсуждение статьи Натальи Ивановны Черненко "Андрагогический подход в подготовке преподавателей как средство совершенствования педагогической деятельности"

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Андрагогический подход
от Дмитрий Губаревич - Воскресенье 19 Октябрь 2014, 13:03
 

В своей статье Наталья Ивановна обсуждает тенденции в развитии профессионализма преподавателя, смещение акцента с содержательно-ориентированных программ повышения квалификации на создание учебной среды, которая могла бы стать источником развития и саморазвития педагогов, построения индивидуальной образовательной программы педагога.   

Отдельно хотелось бы отметить положение о  том, что в современных условиях заказчиком на развитие педагогического профессионализма становится сам педагог, что предусматривает кардинальное изменение деятельности учреждений повышения квалификации  

Автор заявляет об особой роли научно-методического сопровождения субъектов профессионального образования. Это и ряд других положений, которые были высказаны в статье, представляются весьма интересными и продуктивными, хотя и требуют дополнительного "проговаривания". Например, не совсем очевидна история появления запроса у преподавателя на повышение своей квалификации. Каковы источники этого запроса? Обладает ли преподаватель необходимым рефлексивным инструментарием для того, что не только обнаружить проблемные зоны в своей деятельности, но и сформулировать запрос, задачу на развитие или саморазвитие. Ведь традиционная практика повышения квалификации часто не только не интересуется запросом преподавателя, но и не учит его формулировать. А в этой ситуации преподаватель традиционно полагается на мифического "эксперта", который и проблему поможет сформулировать, и совет из "книги поваренных рецептов" даст. 

 Наталья Ивановна упоминает обмен опытом как анадрагогическое средство развития педагогической компетентности  преподавателя. Полезный, часто практикуемый способ обучения требует определенной методической оснастки и способов работы с опытом. Из статьи не вычитывается то, как технологически и содержательно организована эта деятельность. Ведь опыт одного преподавателя не может быть передан другому, соответственно и взят в своей целостности другим.  Автор упомиинает о критическом обсуждении опыта в малой группе и дискуссии, но достаточно ли только этого способа. 

 Автор справедливо указывает на необходимость в процессе повышения квалификации учитывать не только возраст слушателей, но и их опыт, профессиональную компетентность и фиксирует условия, которые необходимы для того, чтобы эти факторы нашли свое место в реальном образовательном процессе. 

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: Андрагогический подход
от Елена Карпиевич - Понедельник 20 Октябрь 2014, 16:10
 

Статья Натальи Ивановны Черненко может представлять интерес для тех исследователей и практиков образования, которые занимаются вопросами подготовки и повышения квалификации. В ней содержатся указания на необходимость принципиальных изменений в данной сфере. Прежде всего, речь может идти о децентрализации образовательного процесса, ориентации на индивидуальный запрос и выстраивание преподавателем собственной траектории обучения, что требует существенных рамочных и структурных трансформаций.

Хотя стоит обратить внимание, что в формулировании своих выводов Наталья Ивановна достаточно осторожна и пишет о применение принципов в определенных условиях и для определенных целевых групп (однако, непонятно каких), о невозможности применения ангрогогических принципов в полном объеме (а что мешает попробовать в полном?). Некоторая осторожность и склонность к ассимиляции (что характерно для многих, в том числе и автора данных строк) дает основание для традиционных возражений «А мы это и так делаем!» Кто же сегодня скажет, что он не обеспечивает в процессе повышения квалификации и переподготовки диалогичность взаимодействия, партнерство, совместный поиск, актуализацию запроса на обучение.

Соглашусь с Д. Губаревичем, который обращает внимание на такой аспект андрагогического подхода как работа с опытом. Для организации работы со взрослыми это действительно выступает как один из самых важных источников обучения. Каковы современные подходы к трансформации опыта? Какова специфика работы с педагогическим опытом? Обмен опытом – несомненно важный момент всех образовательных мероприятий для педагогов, но не достаточный для появления образовательных эффектов.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 17:08)