Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Инновационно-вузовская сфера
от Дмитрий Губаревич - Среда 15 Октябрь 2014, 11:03
 

Предлагаем для обсуждения статью Натальи Павловны Хвесени "Инновационно-вузовская сфера как институт  национальной инновационной экономики" 

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Наталья Корчалова - Понедельник 20 Октябрь 2014, 15:40
 

В тексте уважаемой Натальи Павловны предлагается панорамный взгляд на современное высшее образование, взгляд, который переводит ракурс рассмотрения с макроэкономического масштаба через масштаб отдельных институтов к микросоциальному и индивидуально-психологическому масштабу. Такой широкий охват фокусировок рассмотрения образования требует, конечно, и соответствующего масштабного изложения, что, к сожалению, не обеспечивает формат доклада на конференции.

Поэтому автору приходится крайне тезисно излагать наиболее существенные аспекты, касающиеся каждого вовлекаемого в обсуждение ракурса. Было бы крайне интересно и важно познакомиться с более развернутым и детальным изложением, которое бы обосновывало переходы от одного уровня масштабирования к другому. 

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 16:37)

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 16:38)

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Понедельник 20 Октябрь 2014, 16:40)

Изображение пользователя Наталья Хвесеня
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Наталья Хвесеня - Среда 22 Октябрь 2014, 16:15
 

Уважаемый оппонент, спасибо за интерес к моему докладу!

В Республике Беларусь основным инициатором формирования Национальной инновационной системы является государство. Экономический интерес состоит в пополнении госбюджета страны.Мотивация других субъектов инновационного процесса, в частности вузов и их подразделений, должна строиться тоже на доходах от этой деятельности. В экономически развитых странах все субъекты, участвующие в создании и прохождении новой идеи, заинтересованы в коммерциализации НИОКР. Их гонорары напрямую зависят от результатов коммерческого использования.Стадии создания инновационного продукта выглядят таким образом: идея - коммерциализация идеи - промышленное использование. В нашей стране триада выглядит так: идея - промышленное производство - коммерциализация идеи. Отсутствуют субъекты, заинтересованные в коммерциализации НИОКР.Необходимо создавать такие институты, которые давали право собственности на результаты НИОКР,созданные в госучреждениях, и право передачи идеи для дальнейшей разработки и промышленного использования. Создатели идеи должны иметь право роялти от результатов коммерческой деятельности.В такой ипостаси видится Центр трансфера технологий БГУ. Реализация этой идеи без поддержки со стороны правительства страны выглядит проблематично. Предлагается вертикальная  интеграция НИОКР: государство - центры трансфера технологий - научные лаборатории факультетов и др. подразделения. Кроме того лаборатории наделяются правом горизонтальной интеграции - кооперирования с аналитическими отделами предприятий, банков, других институтов. Вот в таком ракурсе видится появление экономической лаборатории в БГУ.

С уважением,

Хвесеня Н.П.

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Алла Барченок - Вторник 21 Октябрь 2014, 09:52
 

Автор справедливо отмечает тот факт, что конкурентоспособность страны  начинается не на производстве, а в образовании. В качестве примера активизации инновационной деятельности университета автор приводит создание экономической лаборатории, на базе которой студенты смогут под руководством профессионалов проводить экономические исследования. Можно подробнее рассказать, каким образом может быть налажено сотрудничество факультета и специалистов экономических организаций, предприятий, фирм. В чем, на Ваш взгляд, может заключаться интерес представителей экономических организаций и преподавателей, участвующих в деятельности такой лаборатории? 

Изображение пользователя Наталья Хвесеня
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Наталья Хвесеня - Среда 22 Октябрь 2014, 18:47
 

Уважаемая Алла!

В определённом аспекте ответ на Ваш вопрос предложен участнику форума - Наталье Корчаловой. Следует рассматривать экономическую лабораторию, как структурное звено четко выстроенной вертикали: государство - центр трансфера технологий университета - образовательные лаборатории факультетов.Каждое звено обязано работать в определённом правовом поле.Государство  наделяет раработчиков идей  правами собственности на продукт и  передачи собственности на результаты НИОКР для промышленного использования.Это очень важный аспект мотивации субъектов к инновационной деятельности.  Государство обеспечивает законодательную поддержку инновационной деятельности (налоговые льготы, льготные кредиты,  гранты, премии).  БГУ в лице Центра трансфера технологий предоставляет необходимую информацию образовательным лабораториям, научным работникам, администрации университета,компаниям, оценивает научные результаты на предмет коммерческой значимости и охраноспособности,рекламирует полученные результаты инновационной деятельности, ищет инвесторов. Образовательные лаборатории привлекают преподавателей, студентов для создания и реализации новых идей. Лаборатория полномочна привлекать  внешних   специалистов, Кооперация с хорошими специалистами, основанная на чувстве взаимного доверия между сотрудниками, способна улучшить работу, сделать её более продуктивной. Экономические лаборатории могут работать над проблемами оптимизации деятельности предприятий, выработкой конкурентной стратегии, выявлении факторов повышения конкурентоспособности, маркетинговыми стратегиями организаций  и др.Такая деятельность студентов может пробудить интерес к учебной и научной деятельности,  облегчить их адаптацию к быстро меняющимся условиям жизни, научить практике хозяйствования в Республике Беларусь. Они приобретают навыки решения проблем и работы в команде. Такой студент мотивирован к активному, деятельностному обучению.

С уважением,

Хвесеня Н.П. 

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Наталья Корчалова - Четверг 23 Октябрь 2014, 11:19
 

Уважаемая Наталья Павловна, как Вы считаете, есть ли смысл создавать на базе БГУ междисциплинарную учебную лабораторию, которая бы организовывала бы совместную работу студентов различных специальностей, в том числе профиль подготовки которых был связан с производством? Или студенты экономических специальностей могут самостоятельно, исходя только из содержания собственной специальности, создавать инновационные продукты, и экономическая лаборатория должна подерживать именно эти разработки?

Изображение пользователя Наталья Хвесеня
Re: Инновационно-вузовская сфера
от Наталья Хвесеня - Среда 29 Октябрь 2014, 12:05
 

Уважаемая Наталья Дмитриевна! Предполагаю, что образовательная лаборатория должна быть встроена как в систему вертикальной связи (государство - центр трансфертных технологий БГУ - лаборатория), так и горизонтальных отношений.  Об этом написала в ответе предыдущему оппоненту. Относительно экономической лаборатории вижу взаимоотношения с математиками и юристами. Вполне  возможна  организация междисциплинарных  коллективов для создания нового продукта.

С уважением,

Хвесеня Н.П.