Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Развитие творческого начала в личности будущего педагога
от Дмитрий Губаревич - Среда 15 Октябрь 2014, 16:39
 

Начинаем обсуждение статьи Натальи  Викторовны Писоцкой "Возможности педагогических дисциплин по развитию творческого начала в личности будущего педагога"

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Развитие творческого начала в личности будущего педагога
от Дмитрий Губаревич - Воскресенье 19 Октябрь 2014, 10:55
 

Наталья Викторовна в своей статье утверждает, что "педагогические дисциплины являются важнейшим инструментом личностно-профессионального становления студента", раскрывает потенциал содержания педагогических дисциплин в развитии творческого начала студента. 

В статье несколько раз затрагивается проблематика взаимосвязи и взаимодействия культурного опыта и личного, субъективного опыта студентов.  

Так, автор утверждает, что теоретическое изучение проблемы должно  опираться как на накопленный педагогической наукой опыт, так и на личностный опыт студентов. Соглашаясь с автором, хочу обратить внимание на сложность организации подобного рода взаимодействия. И в традиционном обучении, и в экспериентальном проблема встречи личного  и культурного опыта остается весьма актуальной. Как же выстраивается этот процесс при преподавании педагогических дисциплин?

 Если же автор сторонник содержательного подхода, то хотелось бы увидеть: как содержание обеспечивает решение этой проблемы. Например, зачем преподавателю личное мнение студента, которое  зачастую является для самого студента "истиной в последней инстанции"? И которое он не готов менять в угоду "занудной" педагогической науке. А сколько мифов присутствует в голове у преподавателей, которые выдаются за личное мнение и становятся основными регулятивами деятельности. Это результат чего? И что с этим делать?

Да, Наталья Викторовна не говорит о просто мнении студента. Все несколько сложнее. Однако, в статье опять не прояснен механизм того, как это мнение формируется и возможно ли это сделать в принципе.

Вопрос творчества преподавателей весьма сложен. Иногда кажется, что уж лучше без "творчества", чем с ним. Яркий пример: на курсах повышения квалификации слушатель с явной агрессией рассказывает о том, как ему не нравится то методическое средство, которое обсуждается на занятии. В процессе прояснения ситуации выясняется, что преподаватель подсмотрел на занятиях некий метод, "творчески" его изменил и использовал в  работе со студентами.  В результате "творческого подхода" методический прием настолько видоизменился, что в принципе не мог способствовать достижению тех целей, которые ставил преподаватель. Может тогда не надо развивать творческое начало  преподавателя, пусть себе "дремлет" тихонько в глубине души.

Изображение пользователя Наталья Корчалова
Re: Развитие творческого начала в личности будущего педагога
от Наталья Корчалова - Четверг 23 Октябрь 2014, 12:26
 

Мне кажется, сложно представить себе составителя учебной программы, который бы утверждал, что дисциплина, содержание которой составляет основу УП, не обладает потенциалом для развития творческой личности студента. Это утверждение стало уже общим местом в педагогике. Более существенным для решения обсуждаемых автором проблем, как мне кажется, является ответ на вопрос, что такое педагогическое творчество, операционализация этого понятия в рамках исследования, что даст основания и для более точного отбора средств по обеспечению его развития в рамках образовательного процесса. Например, творчество как самовыражение и творчество как проектирование элементов образовательного процесса с обязательным соблюдением всех технологических требований могут быть не то чтолбы взаимоисключающими, но не совпадающими действиями. И т.д. Или, например, индивидуальный подход и коллективные формы работы могут быть в антагонистических отношениях, но каждый из них может соответствовать определенным образом понятому педагогическому творчеству.