Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Вячеслав Молофеев
Re: Современные технологии и проблемы обучения иностранных студентов
от Вячеслав Молофеев - Среда 29 Октябрь 2014, 10:34
 

Структура приема в БГУ иностранных граждан на первую ступень высшего образования в 2011-2013 годах:

 

Прием иностранных граждан на 1-ю ступень в 2011-2013 годах в БГУ

 

2011

2012

2013

Итого

 

всего

%

всего

%

всего

%

всего

%

принято

354

 

351

 

459

 

1164

 

в т.ч. выпускников подготовительных отделений

189

53,4%

126

35,9%

120

26,1%

435

37,4%

В разрезе стран

 

 

 

 

 

 

 

 

Туркменистан

157

44,4%

196

55,4%

237

66,9%

590

50,7%

Китай

138

39,0%

84

23,7%

61

17,2%

283

24,3%

Российска Федерация

0

0,0%

6

1,7%

78

22,0%

84

7,2%

Казахстан

0

0,0%

6

1,7%

25

7,1%

31

2,7%

Азербайджан

8

2,3%

9

2,5%

9

2,5%

26

2,2%

Турция

8

2,3%

9

2,5%

7

2,0%

24

2,1%

Вьетнам

11

3,1%

2

0,6%

4

1,1%

17

1,5%

Количество стран

19

19

22

 

 

 

            Можно выделить следующие факторы, ведущие к низкой успеваемости иностранных студентов, особенно на первом курсе.

Во-первых, существенно низкий уровень подготовки абитуриентов из среднеазиатских республик: плохое владение русским языком, низкий уровень знаний по общеобразовательным предметам. Практически весь этот контингент должен проходить обучение на подготовительном отделении, а не зачисляться на первый курс по результатам собеседования по русскому языку (в частности, среди зачисленных на первый курс граждан Туркменистана подготовительное отделение окончили только 25%).

Во-вторых, резкое падение уровня общеобразовательной подготовки иностранных абитуриентов из стран Ближнего Востока и Северной Африки: многие из них испытывают серьёзные трудности при освоении программы подготовительного отделения, процент отчисляемых из подготовительного отделения достигает 20%. Ситуацию можно исправить только увеличением срока обучения на подготовительном отделении до 10 – 11 месяцев за счет увеличения объема нагрузки по общеобразовательным предметам.

В-третьих, практика зачисления иностранных граждан до середины октября (и даже до начала ноября) приводит к провалу подготовки в первом семестре. Задержка в прибытии иностранных студентов не должна превышать двух недель. Опоздавшие иностранные граждане должны зачисляться на подготовительное отделение.

             По результатам мониторинга успеваемости иностранных граждан на первом курсе (студенты из России и Казахстана не рассматривались) успеваемость выпускников подготовительных отделений существенно выше, чем у остальных иностранных студентов. А как следует из приведенной таблицы, в иностранном контингенте 2 – 4 курсов доля выпускников подготовительного отделения  менее 40%.