Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
О переосмыслении роли системы образования
от Дмитрий Губаревич - Суббота 18 Октябрь 2014, 12:19
 

Предлагаем для обсуждения статью Михаила Викентьевича Кудейко "Переосмысление роли системы образования в современном информационном пространстве"

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: О переосмыслении роли системы образования
от Дмитрий Губаревич - Понедельник 20 Октябрь 2014, 17:05
 

Михаил Викентьевич в своей полемически заостренной статье заявляет один важный тезис -- об утрате монополии педагога на владение истиной, владения информацией. Это ставит под сомнение основную функция педагога в современном образовании -- функцию транслятора информации. Можно согласиться с автором в том, что за педагога это более чем успешно делают разнообразные информационные технологии. 

Можно соглашаться или полемизировать со многими тезисами автора. Однако сколько уже критических статей написано о плачевном состоянии школы. Автор намекает о возможных путях решения проблемы. Однако хотелось бы получить более развернутый и содержательный ответ на вопрос: "Что делать?", но не вообще с образованием, а с медиаграмотностью. Например, что означает тезис "поставить в центр образования личность учащегося"? А как же знания, умения, навыки, централизованное тестирование наконец? Традиционный первый вопрос мы рассматривать не будем.

 Особенно важным представляется услышать размышления автора о том, как же поступать не только в области обучения учащихся, но и педагогов. А что же делать со взрослыми (родителями)? Автор очень красиво рассуждает о том, в каком положении находятся взрослые. Нужно ли с ними что-то делать, или пусть себе доживают без медиаграмотности? 

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: О переосмыслении роли системы образования
от Елена Карпиевич - Среда 22 Октябрь 2014, 12:02
 

Статья М. Кудейко вызывает интерес, несмотря на то, что она описывает современную ситуацию не высшей, а средней школы и косвенно отсылает нас к размышлениям о задачах педагогического образования. Обозначенные тенденции, ключевой из которых является потеря педагогом (и преподавателем, и учителем) своего влияния и власти, становятся характерными для описания кризиса в образовании.

Соглашаясь с многими тезисами автора, не могу не зафиксировать одну тенденцию, которая обнаруживается как в данном тексте, так и во многих высказываниях других небезразличных и думающих исследователей и педагогов-практиков. Она заключается в желании «вернуть» преподавателю утраченные позиции. Причем вернуть не за счет повышения информационной и компьютерной грамотности и других ресурсов, а за счет повышения влияния личностного потенциала педагога. Не пытаясь перечеркнуть святую-святых многих педагогических исследований и концепций – авторитет учителя, хотелось бы обратить внимание на попытки поиска новых смыслов и задач педагогической деятельности, новых форм образовательной коммуникации.

К сожалению, таких работ не много, но они появляются. В частности, хотелось бы обратить внимание на идеи, которые обсуждаются в тесте В.М. Галынского и П.Л. Соловьева «Online педагогика», размещенного на форуме нашей конференции.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Среда 22 Октябрь 2014, 12:57)

Изображение пользователя Владимир Михайлович Галынский
Re: О переосмыслении роли системы образования
от Владимир Михайлович Галынский - Вторник 28 Октябрь 2014, 09:48
 

интересная статья.

следует признать что сейчас мы живем в 21,
а не 18 веке, описанном в книгах Жюля Верна: (инженер знал все и мог сделать своими руками все что угодно, знания были сродни магии),
и даже не в начале 20, когда профессор или кандидат наук был очень крупной фигурой, работать которому не мешали ни революции ни войны.

К концу 20 века ситуация поменялась, знания и технологии стали более узкими, очень специализированными. Использовать их "руками", как в 18 веке уже не возможно, для использования необходимы дорогостоящие высокотехнологические приборы и оборудование. Обычный учитель, педагог, инженер уже не являются носителями технологий, которые могут приносить деньги, они уходят с острия развития цивилизации, центры развития фокусируются в узкоспециализированных лабораториях.

Как вернуть педагогов на острие развития? Никак.

Преподаватель топ университета на западе может одновременно работать на intel, google, aple (либо, это будет приглашенный специалист с производства). Такой человек будет авторитетом в глазах студентов и общества — они все используют продукты этих фирм.
А в нашей стране? можно ли это сделать массовым явлением? я не отрицаю, есть некоторые люди и у нас, которые ведут серьезные исследования с компаниями мирового уровня, но их мало. Общая масса учитилей и преподавателей от этого далека, и в принципе не сможет приблизится (другая система образования, другая экономика, все другое). Поэтому "поднять" статус педагога становистя невозможным. Нужны окольные пути: социальные бонусы от государства, прибавки к пенсиям, улучшенная мед.страховка,.. многое уже реализовано в тех же США.. но у нас пока это сводится к большому отпуску 56 дней и периодическим повышениям зарплаты - и пока этого недостаточно.

ps. статья оформлена не по шаблону.