Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Дмитрий Губаревич - Четверг 23 Октябрь 2014, 07:50
 

Начинаем обсуждение статьи Ольги Федоровны Малашенковой "Подготовка электронный учебно-методических комплексов: новые вызовы для саморазвития преподавателя"

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Елена Карпиевич - Воскресенье 26 Октябрь 2014, 18:06
 

Согласна с автором в том, что стоящая перед преподавателем необходимость создания электронных учебно-методических комплексов является актуальным вызовом, требующим принципиальных изменений в педагогической деятельности. При условии, что подходить к этому процессу как решению принципиально новой задачи, а не осуществлять адаптацию традиционных используемых учебных материалов к новым возможностям. Хотя, стоит отметить, и это требует от преподавателя больших временных и интеллектуальных усилий.

Представляет интерес приведенное в тексте описание ролей современного преподавателя. К сожалению, понять специфику за многообещающими названиями достаточно проблематично. Многое можно домыслить самостоятельно. Но в то же время, функции сотрудника поддержки, методиста, инструктора, на первый взгляд близкие по смыслу, могут пониматься по-разному в зависимости от контекста. Понятно то, что слишком подробное описание в рамках данного текста затруднительно. Однако хотя бы частичная фиксация в виде апелляций к первоисточнику или в виде собственных интерпретаций автора данной статьи была бы крайне интересна.

Удивительно было обнаружить, что навыки межличностного общения выделены в качестве ключевого аспекта для большинства ролей. Вероятно идет речь о переосмыслении традиционного понимания межличностного взаимодействия. Ведь коммуникация, опосредованная ИКТ, имеет специфический характер и нормы. Также было бы интересно узнать мнение о том, какие методические рекомендации по созданию ЭУМК, используемые в БГУ или других университетах, Ольга Федоровна считает наиболее эффективными.

Приветствуются также ссылки на курсы повышения квалификации (в том числе дистантанционные), оказывающие, с Вашей точки зрения, эффективную помощь и поддержку преподавателю, для которого стоит задача разработки электронного учебно-методического комплекса.

(Редактировал(а) Дмитрий Губаревич, Пятница 24 Октябрь 2014, 13:24)

Изображение пользователя Ольга Малашенкова
Re: Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Ольга Малашенкова - Понедельник 27 Октябрь 2014, 18:34
 

Уважаемые коллеги, спасибо за комментарий. Действительно, проблематично слишком подробно описать роли современного преподавателя в ограниченном объеме текста. Поэтому прокомментирую здесь.

Такие роли как модератор, фасилитатор и методолог объединяют очень важную составляющую процесса интерактивного обучения в дистанционном формате. Приведу образный пример: обучающегося по конкретному курсу мягко "берут под ручку" (фасилитатор, или тот кто обеспечивает успешную групповую коммуникацию) и "проводят по дорожке" (разработанной методологом) до конкретной цели, контролируя и направляя дискуссию по обсуждаемой проблеме или в целом ход обучения (модератор, обладающий более широкими правами по сравнению с другими участниками дискуссии). Содержательно термин «тьютор» соединяет в себе элементы из разных областей деятельности: преподавание, консалтинг, тренинги, коучинг, наставничество. Тьютор – это особого типа преподаватель, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному развитию. Тьюторство можно рассмотреть как разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой определяется тремя принципиальными положениями: обучающийся учится самостоятельно, тьютор помогает ему, технологически организуя особые пространства совместной деятельности; обучение происходит на основе и с включением в содержание обучения реального опыта самого обучающихся и его сокурсников; обучение носит сетевой, распределенный характер.

Для того, чтобы "сыграть" все эти роли (фасилитатор, модератор, методолог, тьютор), необходимо уметь технически реализовать создание и управление ЭУМК, а именно: "нарисовать картинки" для интерактивных заданий, чтобы вовлечь обучающегося в работу  (педагогический или графический дизайнер), создать элементарные програмки в виде игрушек для удержания внимания обучающегося  и поддержать его интерес к дистанционному освоению материала (роль техника, игротехника) и т.п.

В целом необходимо отметить, что роль преподавателя-лектора в дистанционном образовании практически нивелируется, смещается в сторону надзирания и оценки.

Безусловно, в данном контексте новое значение приобретает и межличностное взаимодействие. Большую часть времени слушатели общаются между собой не "вживую", а через форумы, чаты и т.д. Тьютор также не видит своих обучающихся в режиме реального времени, за исключением немногочисленных очных занятий и вебинаров (естественно, если речь идет о дистанционном образовании как основной форме обучения). Такое взаимодействие обладает рядом особенностей: активность одного из участников как стимул поведенческого акта другого и своего рода реакция на предшествующие действия партнера могут быть отсрочены во времени, практически отсутствует невербальная окраска сообщений. В то же время модераторы могут влиять на ход общения в значительной мере.

Обращаясь к разнообразию методик создания ЭУМК, я могу отметить курс по подготовке ЭУМК, используемый в ИБМТ БГУ http://cdesbmt.by/. Он прекрасно помогает преподавателю освоить новые формы работы, оказывая методическую и практическую помощь разработчикам.

Также хочу выделить работу системы дистанционного образования ООО «АНСУЗ» – белорусского филиала Международного института менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК) – пионера в области дистанционного образования в России и партнера Открытого университета Великобритании. Здесь создан институт тьюторства, включающий подсистемы отбора, мотивации, обучения, аттестации и карьерного роста тьюторов. По каждому курсу МИМ ЛИНК проводиться отбор, оценка и аттестация кандидатов на тьюторство. Кандидаты проходят обучение по программе «Основы тьюторской деятельности», позволяющей кандидату в тьюторы максимально эффективно войти в тьюторскую деятельность. Далее в процессе работы тьютор имеет возможность непрерывно повышать свою квалификацию, продвигаясь по ступеням тьюторского мастерства: от тьютора-ассистента до тьютора-мастера. При этом кандидат должен хорошо усвоить не только сам предмет и специфику дистанционного образования, но и продемонстрировать свои управленческие и педагогические навыки. 

Изображение пользователя Владимир Михайлович Галынский
Re: Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Владимир Михайлович Галынский - Вторник 28 Октябрь 2014, 09:17
 

Диссертация, на которую вы ссылаетесь скорее всего кандидатская, а не докторская.

Ну и не совсем понятно, как исследование связанное с системой образования США может быть применено к нашим условиям.

Ну и повторюсь: по действующим НПА минобра онлайн ресурс в LMS не является ЭУМК. необходим "мастер-диск", с сохраненным материалом. Однако многие университеты приняли локальные правовые акты, которые позволяют считать ресурсы LMS как ЭУМК. т.е. они развязали себе руки и работают на новом уровне, но есть некоторые вопросы: как к этому отнесутся при аккредитации сотрудники департамента контроля?

Для дальнейшего развития ЭУМК необходима "легализация" использования LMS на уровне нормативных документов министерства, поскольку по ним мы еще живем в прошлом веке.

Термин "электронное" используется только для обозначения сканированных/цифровых макетов документов.

Изображение пользователя Ольга Малашенкова
Re: Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Ольга Малашенкова - Среда 29 Октябрь 2014, 17:50
 

Владимир Михайлович, Вы затронули очень важные проблемы, касающиеся вопросов нормативной правовой базы и соответственно аккредитации образовательных структур. Тем не менее, идея моего материала в том, что для соответствия уровню высшей школы преподаватели должны быть не только специалистами и педагогами, но и понимать свои новые роли в современном образовательном пространстве. Вы абсобютно правы в том, что по нормативным документам мы живем в прошлом веке. Однако на мой взгляд это не означает, что я как преподаватель буду дожидаться "внешних обстоятельств" (в том числе законодательных), которые "вынудят" меня совершенствоваться. Поэтому, в частности, я ссылаюсь на приведенное американское исследование, оно - лишь определенный "тренд", направление, демонстрирующее вызовы для современного преподавателя. 

Изображение пользователя Елена Карпиевич
Re: Подготовка УМК: новые вызовы для саморазвития преподавателя
от Елена Карпиевич - Вторник 28 Октябрь 2014, 16:33
 
Ольга Федоровна, спасибо за подробные комментарии к вопросам по вашему интересному сообщению. Согласна с тем, что выделение и интерпретация ролей преподавателя – это предмет отдельной работы и дискуссии. Сегодня встречаются многочисленные (часто неоднозначные) попытки переопределить роли и функции современного преподавателя как у нас, так и зарубежных исследованиях. Изучение успешного зарубежного опыта – нужное дело. Оно побуждает не только заниматься внедрением иного опыта в наши реалии, но также лучше увидеть и понять свои задачи, найти конструктивные идеи для их решения. И касается это не только системы интерактивного обучения в дистанционном формате, но изменения характера взаимодействия в рамках университетской аудитории. Выделение, обоснование (с учетом нашего контекста) и сравнение функций преподавателя является важным моментом (в том числе и для повышения квалификации). Надеюсь, что дискуссии в этом направление могут быть продолжены в каком-либо формате.