Международная научно-практическая интернет-конференция «Направления и механизмы совершенствования преподавания в современном вузе"
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)
 
 
Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Анализ двух случаев из практики повышения квалификации
от Дмитрий Губаревич - Четверг 30 Октябрь 2014, 12:53
 

Начинаем обсуждение статьи Дмитрия Ивановича Губаревич "Совершенствование профессионализма преподавателя: анализ конкретных случаев"

Изображение пользователя Алла Барченок
Re: Анализ двух случаев из практики повышения квалификации
от Алла Барченок - Среда 5 Ноябрь 2014, 12:07
 

Когда речь идет о  презентационном портфолио преподавателя, его доступность и открытость не являются проблемой, ориентирован ли он на руководство (кафедры, факультета, т.д.) или потребителей образовательных услуг (слушателям, студентам, аспирантам, т.д.). Такой портфолио содержит лучшие работы и материалы. Насколько готовы сегодня педагоги открыто работать с собственным неудачным педагогическим опытом, говорить вслух о том, что «не получилось» или «не работает» (не потому что «студент не тот»)? Каким образом возможна «публичность» открытость  «встречи преподавателя и накопленного опыта» (прежде всего неудачного)? Как авторам видится возможность организации перечисленных необходимых условий эффективного использования портфолио (например, «открытости  преподавателей  для  рефлексии  собственного опыта,  их  готовности  к  изменениям»)?

Изображение пользователя Дмитрий Губаревич
Re: Анализ двух случаев из практики повышения квалификации
от Дмитрий Губаревич - Среда 19 Ноябрь 2014, 10:53
 

Алла, здравствуйте.

Спасибо за проявленное внимание к статье. 

Мне сложно судить о том, насколько или какое количество педагогов готово сегодня открыто говорить о проблемах и затруднениях в своей деятельности. Можно увидеть скептиков, которые ориентированы на некоторое "экспертное" мнение и обесценивают собственный опыт, мнение коллег.   Можно обнаружить педагогов, которые  вроде работают со своим опытом, но причину проблем в педагогической деятельности, как Вы отмечали в своих вопросах, видят как в дефектности студентов, так и в предлагаемых способах  обучения. И те, и другие могут говорить вслух, но прямое критическое обращение к своему опыту бывает для них очень болезненным. Например, на научных конференциях преподаватели с упоением говорят от лица собственного педагогического опыта, используя его и как аргумент, и как источник вдохновения. Однако, прямое критическое суждение о представленном опыте может иметь негативные последствия, в том числе для самого преподавателя. Нужны посредники, как мне представляется на данный момент, чтобы изменился характер и содержание высказывания преподавателя. 

Мы говорим о том типе портфолио преподавателя, который не предполагает публичности, а скорее направляет педагога в его индивидуальной работе с материалами и продуктами как педагогической, так и учебной деятельности.  Некоторые элементы портфолио, конечно, могут быть представлены широкой педагогической общественности, но лишь в той степени открытости, которую  преподаватель определит сам.