Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Манипулятивные возможности рекламных слоганов
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 11:24 AM
 

Костюшко Е.
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы 

Объектом нашего исследования являются манипулятивные возможности рекламных слоганов. Цель – выявить, расшифровать и описать языковые приёмы манипулятивного воздействия на аудиторию в рекламе, распространенной в Гродненской области.

В рекламном слогане учитываются потребности адресата, к которым данное рекламное сообщение обращено. Автор рекламного слогана явно или неявно демонстрирует одну из потребностей потребителя, существующую в его сознании, а затем предлагает один из возможных способов удовлетворения этой потребности, который связывается с приобретением рекламируемого товара.

По мнению Ю.С. Бернадской, языковое манипулирование – это «отбор и использование средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи» [Бернадская, с. 109]. В рекламном сообщении манипуляция реализуется через стратегии и имеет ряд предпосылок (психологических, когнитивных, социологических и т.д.), позволяющих выстраивать рекламное сообщение на основе психологических, логических и статистических приёмов манипуляции, а также манипулирования форматом сообщения [Пирогова].

 Суть манипулятивных сратегий заключается в актуализации потребности адресата и выдвижении мотива покупки в рамках конкретного рекламного слогана.

         В проанализированных нами рекламных слоганах мы отметили следующие тенденции. Чаще всего в рекламных слоганах товаров и услуг Гродненской области используются следующие манипулятивные стратегии:

  1. Переакцентуация – манипулятивная стратегия, которая основывается на выдвижении на первый план в рекламе второстепенных положительных характеристик товара. Такие второстепенные факты оттягивают на себя внимание адресата и скрывают нежелательные или негативные характеристики рекламируемого объекта:Качественно! Надёжно! Экономично! (реклама натяжных потолков);Всё, что Вам нужно – ТЁПЛЫЕ ОКНА от компании ЕВРОПЛАСТ.
  2. Надевание маски подразумевает устранение социальных дистанций в общении с адресатом, стремлении к солидаризации: Пицца Смайл – пиццерия хорошего настроения!; Итальянский характер. Безупречный вкус. Данная стратегия воплощается при помощи типичных позиций («масок») адресанта в рекламном тексте: информатора, комментатора, собеседника, советчика, эмоционального лидера.
  3. Подмена целей – это выдвижение на первый план интересов адресата, умалчивание о намерениях адресанта. Создаётся впечатление, что приобретение товара оказывается выгодным исключительно для адресата, иллюзия заботы о выгоде потребителя: Доставка за 60 минут или пицца бесплатно!; Покупай и продавай выгодно (реклама сайта объявлений a.s13.ru).
  4. Комплиментакцентирует внимание на качествах адресата, повышает статус аудитории: Ты можешь быть разной, но всегда неповторимой. Ты элегантна. Ты прекрасна. Колготки «Conte». Совершенство для тебя; Сайт для лучших в мире пап и мам!
  5. Игра мотивом подразумевает возбуждение у адресата определённой потребности, выделение в каждом товаре (услуге) того, что могло бы послужить мотивом покупки для потребителя: Мы рады видеть Вас в нашем банке!; Открой для себя новое! (реклама компании «Молочный мир»)

Зачастую данные манипулятивные стратегии тесно связаны друг с другом, а значит, для достижения наибольшего эффекта могут использоваться в комплексе.

Список использованных источников

  1. Бернадская Ю.С. Основы рекламы. Учебник / Ю. С. Бернадская, С. С. Марочкина, Л. Ф. Смотрова. Под ред. Л. М. Дмитриевой. – М.: Наука, 2008. – 281 с.
  2. Пирогова, Ю.К. Имплицитная информация как средство коммуникативного воздействия и манипулирования (на материале рекламных и PR-сообщений) / Ю.К. Пирогова // Проблемы прикладной лингвистики. – М., 2001. – С. 209–227.