Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Проблема культурного шока (на примере студенческой программы “Work and Travel”)
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 11:33 AM
 

Валерия Фадеева
Институт журналистики БГУ

Зачастую люди, пребывая в зарубежной поездке, испытывают необъяснимые, на первый взгляд, отрицательные эмоции. Данный дискомфорт можно определить как культурный шок.

Хорошей возможностью ощутить себя частью иной культуры является программа “Work and Travel.” Это официальная программа студенческого обмена Государственного департамента США, созданная для студентов различных стран, в том числе Беларуси. Все участники на период пребывания в США получают статус Exchange visitor и официальное разрешение на работу. К участию в программе Work and Travel допускаются только студенты очного отделения ВУЗов  в возрасте 18-25 лет, знающие язык на разговорном уровне[http://worktravel.by/workandtravel.html]. 

Межкультурные взаимодействия все больше развиваются в современном мире, и перед молодежью ставится задача раннего развития личности в глобальном сообществе, что обуславливает актуальность нашего исследования.

Объектом нашего исследования является участие студентов в студенческой программе “Work and Travel.” Предметом – проявления культурного шока, сопровождающие участие в программе международного обмена,  причины и факторы, обуславливающие его возникновение и интенсивность протекания.

Цель исследования: выявить симптомы проявления культурного шока у студентов от 18 до 24 лет, участвующих в программе “Work and Travel” и длительное время находящихся за границей; определить причины и факторы, обуславливающие его возникновение; выделить особенности культурного шока у студентов разных стран.

Для выполнения целей были поставлены следующие задачи:

  1. Выделить и проанализировать основные симптомы культурного шока.
  2. Сравнить их с основными симптомами студентов, участвующих в программе “Work and Travel”.
  3. Оптимизировать адаптацию в условиях культурного шока, выделив особенности его проявления в различных странах.

Методы, которые используются при изучении данной темы: наблюдение, контент-анализ, метод глубинного интервью.

Для эмпирической части нашего исследования нами была проведена серия глубинных интервью, в которых приняли участие 10 студентов: парни и девушки  из Молдовы, Украины, России, Казахстана и Беларуси  в возрасте от 18 до 24 лет, которые за 2014 год провели в Соединенных Штатах Америки от трех до четырех месяцев. В процессе интервьюирования им было задано 2 блока вопросов. В первом  определялась коммуникативную компетентность интервьюируемого, во втором – уровень влияния культурного шока.

Полученная информация позволила проанализировать основные симптомы культурного шока, причины и факторы его возникновения, а также определить особенности межкультурной коммуникации в отдельных странах, а также особенности для стран СНГ в целом.

В результате серии глубинных интервью мы получили следующие результаты:

  1. Белорусы скованнее других интервьюируемых, а русские раскрепощеннее.
  2. Белорусы испытывают большую неуверенность именно на своей территории.
  3. Студенты из Украины считают, что у них достаточно знаний и умений. Особенно те, кто реже бывает за границей.
  4. Девушки из Украины и Молдовы легче остальных находят общий язык с незнакомыми.
  5. У всех стран кроме России основная проблема межкультурной коммуникации – недостаток знаний другой культуры.
  6. Жители Беларуси и Казахстана ощущают нехватку коммуникативной компетенции.
  7. Парни более подвержены недостатку языковых навыков.
  8. Девушки в целом легче переносят коммуникативный шок.
  9. Жители Казахстана сталкиваются с трудностями как языковыми, так и культурными, и более подвержены культурному шоку.

 Культура, привитая нам с рождения, играет важнейшую роль в формировании личности. Люди, которые много путешествуют или живут в других странах, оказываются в новой для них культурной среде. Множество составляющих ее факторов различаются в зависимости от региона.