Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Специфика применения манипулятивных техник в PR на примере рейтинга «Простой бренд»
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 11:36 AM
 

Александра Шубина
ФГБОУ «Череповецкий государственный университет»/ Гуманитарный институт, Череповец, Россия

Манипуляция – это психологическое воздействие, направленное на изменение активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается не замеченным им[1].

Усиление манипулятивной составляющей современных PR-технологий обусловлено характеристиками постмодерного социума, маркетологизацией массовокоммуникационной сферы, ведущей ролью паблик рилейшенз в формировании социального пространства, тотальной семиотизацией всех социальных практик. Истоки манипулятивности PR – в его природе, отличительной особенностью которой является двуединость цели: в стремлении к гармонизации общества и содействии целям субъекта, стремящегося к доминированию в социуме[2].

Большинство манипулятивных практик, применяемых в паблик рилейшнз, направлены на формирование нужного контекста, генерирующего благоприятные для субъекта PR смыслы.

Результатом действия манипулятивных технологий паблик рилейшнз, является создание виртуальной реальности с помощью разного рода симулякров («общественное согласие», «общественное благо», «социальная ответственность» и др.), активно продуцируемых PR. Постмодерный PR владеет инструментами симуляции и виртуализации не только общественных связей, но и всей социальности. В результате – общественное мнение не формируется, а симулируется или конструируется по заказу власти, политический партий и корпораций и потому оказывается «не более, чем представлением об «общественном мнении», то есть знаком, за которым нет реального подкрепления… знаком-симулякром»[3].

На основе данных теоретических обоснований, следует изучить, какие манипулятивные техники в своей практике применяют компании, занявшие лидирующие позиции, в рейтинге «Простой бренд».

Американская консалтинговая компания Siegel+Gale с 2010 года проводит ежегодное исследование под названием «Brand Simplicity Index». 7 стран участниц исследования США, Великобритания, Германия,  Китай, Индия, Ближний Восток. Исследование проведенное компанией Siegel+Gale, показывает, что потребители готовы платить больше за то, что бренды, которые обеспечивают простоту взаимодействия с ними (потребителями)

Мы рассмотрим бренд  компании «McDonald's», которая 4 года подряд входит в пятерку «Самых простых брендов». Приведем пример   PR- акции  «Питайся правильно».

Вот уже который год, одна из самых популярных тенденций современного мира – это здоровье, здоровый образ жизни, занятия спортом, правильное питание и избавление от лишних килограммов.  В Интернете, сплошь и рядом, существует множество сайтов на данную тематику, в социальных сетях каждый второй паблик о том, как начать  заниматься спортом и какой диеты стоит придерживаться во время занятий.

В данном случае, целевая аудитория «McDonald's,» люди  ведущих активный образ жизни и зацикленные на правильном питании.  Казалось бы, McDonald's – это сеть ресторанов быстрого питания, где море фастфуда, особенно после частых посещений  пара лишних килограммов обеспечена.  

Но компания McDonald's нашла выход из положения, в меню появляются продукты, которые обеспечивающие ежедневную потребность в белках, жирах и углеводах. Иными словами сбалансированное питание, которое благоприятно сказывается на здоровье. Можно хоть каждый день ходить в McDonald's правильно питаться,  оставаться здоровым  и без лишних килограмм. 

В своей коммуникационной практике компания «McDonald's,» применяет манипулятивную технику разрыв шаблона. Суть ее в неожиданности, которая разрывает обычные рамки существования субъекта, чтобы вызвать мгновение замешательства. Таким образом вызывается готовность к приятию проясняющих внушений и, вместе с тем, ожидание дальнейшего стимулирования и инструкций.

1)       Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR — М.: ФАИНПРЕСС, 2004.

2)       Доценко Е.Л. Психология манипуляции. — М.: ЧеРо; Юрайт, 2008.

3)       Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Изд-во «Эксмо», 2006.

4)       Мантуло М. Б. Манипулятивная специфика PR  в процессе конструирование социальной реальности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru 

5)       Бернейз Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.preparation for truth.htm

6)       Песоцкий Е.А. Реклама и психология потребителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.



[1] Ефремов А.В. [и др.]; под. общ. ред. Черняк В. Д.  Риторика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 148.

[2] Мантуло М. Б. Манипулятивная специфика PR  в процессе конструирование социальной реальности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru  (дата обращение 23. 11. 2014)

[3] Мантуло М. Б. Манипулятивная специфика PR  в процессе конструирование социальной реальности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sisp.nkras.ru  (дата обращение 28. 02. 2015)