Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
Help with Search
 
 
Picture of Ксения Корявая
Деятельность спичрайтера
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 11:39 AM
 

Д.Ж.Жаилганова
Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова

В последнее время очень часто в обществе стали произносить такое слово, как спичрайтинг. Следует сразу же сказать, что в современных толковых словарях не найдем толкование понятия «спичрайтинг», однако во многих учебных пособиях встречается лексема «спичрайтер», уже прочно вошедшая в научный, учебный и профессиональный обиход.
Услуги спичрайтеров особенно востребованы в таких сферах деятельности, как политика и бизнес. Ведь именно политики ежедневно произносят большие и маленькие речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ.
Сейчас спичрайтинг - это редкая и высокооплачиваемая специальность. Главный «инструмент» спичрайтера - речь. Деятельность спичрайтера предполагает тщательную и кропотливую работу по подготовке текста публичного выступления. Спичрайтеры-профессионалы знают, что, прежде всего, нужно заинтересовать аудиторию. В этом случае, написанный текст должен быть интересным, познавательным, простым и не содержать понятной только определенному кругу людей терминологии. Если же в тексте используются термины, то нужно правильно их объяснять и подавать так, чтобы даже ребенку не было скучно слушать доклад.
После того, как спичрайтер получил определенный заказ, начинается долгий процесс работы. Интересно, что, по мнению некоторых специалистов, на каждые пять минут выступления должно приходиться не менее трех часов работы над сценарием.
Основным результатом работы спичрайтера является текст. Определим сущностные характеристики такого текста. Во-первых, спичрайтерский текст служит цели позиционирования или поддержания паблицитного капитала субъекта РR, является отражением корпоративной точки зрения на событие, ситуацию или процесс. Во-вторых, спичрайтерский текст, будучи составленным сотрудником PR или пресс-службы организации - спичрайтером, произносится должностным лицом организации, и в этом случае авторство такого текста определяется как мнимое.
Существуют общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления - это принцип краткости, принцип последовательности, принцип усиления, принцип результативности.
При написании речи спичрайтер не может работать один. Он должен постоянно консультироваться с руководителем, для которого пишет речь. Ведь реальным автором текста все равно будет спикер, а вовсе не спичрайтер. Именно спикер отвечает за содержание своей речи, и если он публично произнесет что-то не то, вряд ли объявит причиной своей ошибки плохую работу речеписца. Отсюда вывод: спичрайтер всегда должен иметь доступ к начальнику, чтобы оперативно решать все возникающие в процессе написания речи вопросы.
Наиболее распространенная схема, по которой спичрайтеры строят речь, - это «дом». Крыша - главная мысль, окна - три аргумента в его обоснование (два могут не убедить, а четыре забудут), фундамент - примеры, цифры и анекдоты. К месту подобранный анекдот не просто поднимет настроение слушателей, но и сделает речь более запоминаемой. Аргументы в свою очередь должны апеллировать не столько к разуму, сколько к чувствам. Один известный американский политолог сказал: «Тот, кто пишет речи президентам, на самом деле управляет государством». Действительно огромную роль здесь играют спичрайтеры, и многое зависит от их работы.
Владение речью сегодня - важнейшая профессиональная составляющая человека. В практике паблик-рилейшнз нельзя забывать, что как раз содержательная часть сообщений имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия, выстраивания позитивного общественного отношения к организации. Умение выступать перед аудиторией и в ходе выступления оказывать на нее определенное воздействие можно отнести к весьма ценным личностным и деловым качествам профессионального спичрайтера.