Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Особенности социокультурного пространства города Сумы (рекламный сегмент)
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 11:53 AM
 

Александр Ковалев
Сумской государственный университет

Визитной карточкой города можно назвать не только его культурные и исторические памятники, но и все то, что любой прохожий видит вокруг себя каждый день. Одним из таких феноменов можно без преувеличения назвать рекламный ландшафт города. Реклама превратилась в один из важнейших двигателей торговли, ей уделяют значительное внимание как рекламодатели, так и потребители. В то же время рекламное пространство стало важным аспектом в контексте социокультурного облика города. Поэтому исследование рекламного портрета города является значимой частью в разработке стратегии продвижения города. В этом и заключается актуальность предлагаемого исследования.

Цель исследования - определить особенности рекламного пространства Сум и выяснить отношение к нему жителей города.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- проанализировать теоретико-методологическую базу по проблеме исследования;

- выделить тематическое поле внешней рекламы, имеющейся в городе Сумах;

- определить ценностные доминанты рекламного пространства города;

- выявить положительные, отрицательные, нейтральные рекламные тексты;

- исследовать отношение жителей города к рекламному пространству;

- определить факторы, влияющие на положительное или отрицательное восприятие рекламного текста.

Объектом исследования является рекламное пространство города Сумы.

Предмет исследования: особенности наружной рекламы Сум и отношение к ней жителей города.

Единица исследования: внешняя реклама Сум (размещена на билбордах и сити-лайтах.

Методы исследования определяются поставленной целью и задачей. В работе использовались проблемный анализ литературы для определения теоретических основ исследования, описательный метод, опрос (анкетирование), наблюдения, контент-анализ, сравнение, классификация, типологизация, статистическая обработка.

Эмпирическая база исследования представлена материалами анкетирования, в котором приняли участие 350 сумчан, и 350 образцами наружной рекламы (размещенными на билбордах и сити-лайтах).

Анкетирование проводилось непосредственно среди жителей города Сумы. В нашем эксперименте приняли участие 350 респондентов, представляющих различные социальные и демографические группы. Участники не имели ограничений во времени, выделенном на заполнение опросника, что позволило получить более полные ответы. Анкетирование предусматривало анонимность, что позволило обеспечить максимальную открытость респондентов.

Вопросы разработки рекламного сегмента города крайне важны в контексте создания социокультурного облика города, поскольку именно рекламное оформление улиц города влияет на формирование общего представления жителей и гостей о населенном пункте, его основных проблемах и приоритетах.

Опрос показал, что рекламное пространство города действительно привлекает внимание сумчан. В среднем рекламу, размещенную на улицах города, респонденты оценили в 6 из 10 возможных баллов. По мнению большинства опрошенных, рекламное пространство города находится в нормальном состоянии, но требует определенных усовершенствований. Прежде сумчане требуют изменений в подходе к рекламе, а также в расположении рекламы (запрет или ограничение размещения рекламы в исторической части города, центре города, парковых зонах и т.п., освобождение от рекламы автодорог и т.д.). Кроме того, сумчане видят потребность в уменьшении количества рекламы в целом, негатива в рекламных обращениях, увеличении креатива, новых идей, разнообразия, частое обращения к острым проблемам и тому подобное. Волнует сумчан качественная и содержательная составляющая рекламного пространства. Изменений, по мнению сумчан, требует и сектор социальной рекламы. Следует отметить, что именно социальную рекламу большинство сумчан определили полезной для себя. Зато теперь, по мнению жителей Сум, на улицах города чаще всего размещается реклама техники, магазинов и продуктов. Кроме того, активно функционируют рекламные обращения, касающиеся отдыха (реклама различных культурно-развлекательных мероприятий, клубов, туристических агентств и т.п.), политическая реклама, реклама одежды, телевидения (анонсы сериалов, программ и т.п.), банков, товаров для дома (окон / дверей / балконов, мебели), медицинских услуг и тому подобное. Контент-анализ сумских билбордов и сити-лайтов подтвердил наблюдения и претензии сумчан. Действительно, львиная доля сумской рекламы - коммерческая, на социальную приходится лишь 12% проанализированных рекламных носителей. Коммерческая реклама в основном сосредоточена на продвижении магазинов и кафе, одежды и косметики, автомобилей и АЗС, бытовой техники, кино и телевидения, мобильной связи и др. Тематический диапазон социальной рекламы достаточно разнообразен: она транслирует обращения государственных, спасательных служб, милиции, предоставляет информацию о некоммерческих мероприятиях, опасных болезнях, вредных привычках, бездомных животных, а также поощряет благоустройство и продвижение города Сумы.

Выводы

Таким образом, выработка ценностного подхода к разработке рекламных обращений является важным для оптимизации рекламного сектора и реализации его воспитательной функции.