Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Для чего городу маркетинг? (на примере сравнения Санкт-Петербурга и Минска)
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 12:01 PM
 

В.А. Садовская
ГИУСТ БГУ

К настоящему времени в мире насчитывается более 2,5 миллионов городов, и с каждым годом городов становится все больше, что и позволило развиться такому направлению, как территориальный маркетинг.

Территориальный маркетинг – это отрасль маркетинга, которая направлена на продвижение, развитие и создание положительного образа территории, и представляет собой ряд действий, реализация которых позволяет успешно «продать» её  уникальности и характеристики. Данная стратегия возникла в конце 20-го века и впервые была описана Ф. Котлером в работе «Маркетинг мест» [1]. Городской маркетинг это группа территориального маркетинга, которая включает в себя продвижение города.

Существует 4 стратегии по продвижению города: 1) маркетинг привлекательности; 2) маркетинг имиджа территории; 3) маркетинг населения, персональный маркетинг; 4) инфраструктурный маркетинг [1].

В мире достаточно много городов, маркетинг и продвижение которых, достигли таких высот, что говоря про них, мы понимает, что в них такого уникального и неповторимого, например: Нью-Йорк, Амстердам, Париж, Венеция и еще множество примеров.

Подвергая рассмотрению маркетинг городов Республики Беларусь, таких как Минск, Брест, Витебск, следует отметить, что в нашей республике маркетинг городов находится на начальном этапе развития.

Рассмотреть маркетинг и продвижение города, хотелось бы на примере культурной столицы Российской Федерации – Санкт-Петербурга.

  1. Маркетинг привлекательности – действия, направленные на повышение привлекательности территории [1]. Чаще всего для туристов это наличие и сохранность историко-культурных ценностей.

В Санкт-Петербурге маркетинг привлекательности города развит достаточно хорошо. Мероприятий, привлекающих толпы туристов, просто не счесть: «Алые паруса», открытие сезона фонтанов в Петергофе или День Военно-Морского Флота. Историко-культурные ценности в городе почти на каждом шагу: Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Эрмитаж, 342 моста и еще более 100 знаменитых достопримечательностей находится на территории и в пределах Санкт-Петербурга.

  1. Маркетинг имиджа – создание положительного образа территории [1]. Грамотно продвигаемый имидж территории способствует привлечению инвесторов, внешних субъектов и установление новых контактов, для развития и улучшения качества жизни населения и самого города.
  2. Маркетинг населения или персональный маркетинг – не только продвижение населения, но и уровень образования, дохода и безработицы.

История, множество памятников и сохранившихся сооружений, сотни высших заведений –эти факты указывают на то, что Санкт-Петербург не просто назван культурной столицей Российской Федерации. Даже населеннее здесь другое: отзывчивое, иногда милое, образованное и вежливое, хоть и живет в городе, который постоянно находится в движении.

  1. Инфраструктурный маркетинг – степень реализованности рыночных отношений на данной территории. С каждым годом город становится все больше, растет численность населения, растет образованность, что и приводит к тому, что территория Санкт-Петербурга все чаще становится площадкой для встреч глав различных стран, экономических представителей и площадкой для крупнейших концертов и шоу.

Санкт-Петербург – город перспектив, продвижение и маркетинговая деятельность, которого находится на высшем уровне. Республика Беларусь на данный момент нуждается в грамотном продвижении своих городов, а Санкт-Петербург – достойный пример, города, которому стоит подражать. Поэтому рассмотрим Минск по тем же 4 стратегиям и сравним города.

Минск по расположению находится практически в центре Европы, в нем находится множество высших учебных заведений: БГУ, БГЭУ, БНТУ, в которых огромное количество иностранцев сочли бы за честь обучаться; на территории Минска и области сохранилось более ста достопримечательностей. Сам город очень красив и чист в любую пору года. Народ вежлив, отзывчив, открыт и очень добродушен. Каждый год Минск все больше становить площадкой для проведения международных переговоров, форумов, встреч, чемпионатов. В 2013 году Минск выступал местом проведения Международного фестиваля территориального брендинга OPEN 2013, где был представлен первый план по продвижению Минска, как бренда. Однако этот план не был до конца разработан и через год после его преобразования он был опробован перед проведением Чемпионата по хоккею.

Следует отметить, что согласно рейтингу ТОП-200 лучших городов для жизни, проводимой международной консалтинговой компанией Mercer столица Беларуси поднялась на 189 мест (для сравнения Санкт-Петербург 174 место), однако еще в прошлом году входила в топ-5 худших столиц Европы наряду с Тбилиси, Ереваном, Тираной и Санкт-Петербургом [2].

Все характеристики для работы с продвижением Минска, как отдельного бренда – есть и они достаточно выигрышны. Даже по сравнению с таким огромным городом, как Санкт-Петербург, Минск ничем не отстает. Поэтому, можно сделать вывод, что Минск – город огромных возможностей и продвижение его принесет Республике Беларусь только плюсы в виде инвестиций, туристов и новых экономических связей.

Литература:

  1. Romanenko, V., Cherkasova, V  Complex system of the city image development by the means of territorial marketing//  [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/en/issue/2013/01/18/ Дата доступа: 05.03.2015
  2. Ивашенко, О. Минск вошел в топ-200 лучших для жизни городов// [Электронный ресурс] – 2015. –Режим доступа: http://www.kp.by/daily/26351.7/3233706/ Дата доступа: 10.03.2015