Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
PR-технологии продвижения экотуристического продукта Беларуси в целях устойчивого развития
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 12:02 PM
 

 Анастасия Автух
ГрГУ им. Янки Купалы, г. Гродно

Причиной повышения интереса к экологическому туризму является ухудшение качества окружающей среды в Беларуси, а также проблема формирования экологического сознания людей. Учитывая, что в обозримом будущем темпы урбанизации и загрязнения естественных ландшафтов будут увеличиваться, соответственно, и интерес к экологическому туризму должен быть повышен.

Мы провели дефиниционный анализ понятий «экологический туризм» и в качестве ключевого определения использовали определение белорусского исследователя А.И. Тарасенка: «Экотуризм – вид познавательно-оздоровительной деятельности населения в свободное время, связанный с неприсваивающим природопользованием и пребыванием в естественной среде и (или) активным участием в общественных природоохранных акциях, выступающий в форме временной миграции и потребления комплексного туристского продукта, территориально организованный с целью рационального использования рекреационных ресурсов»  [1, с. 7].

Исходя из данного определения и других трактовок понятия, мы сделали вывод, что экологический туризм формирует и укрепляет экологическое сознание населения, способствует сохранению качества окружающей среды и целям устойчивого развития территорий в силу того, что данный вид туризма ориентируется на качественно новый вид отдыха, ведущий не к деградации туристских территорий, а к их экономической и природной реабилитации. Следовательно, PR-технологии продвижения туристического продукта служат именно этим целям.

Рассмотрим PR-технологии продвижения экотуристического продукта в Беларуси. Целесообразно разделить целевую аудиторию на потребителей экотуристического продукта – жителей Республики Беларусь и иностранных потребителей данного туристического продукта.

Для граждан Республики Беларусь наиболее действенными в продвижении экотуризма будут следующие мероприятия: позиционирование и продвижение через туристические компании, туристические выставки, использование ресурсов сети Интернет, маркетинг в социальных сетях, событийный маркетинг, взаимоотношения со СМИ, спонсоринг.

Для иностранных туристов, желающих отдохнуть в Беларуси, информация может поступать по следующим каналам: пресс-туры для представителей СМИ и работников туристических агентств; размещение предложений по отдыху в сельских усадьбах в сети Интернет (с возможностью бронирования в системе on-line), маркетинг в социальных сетях, участие в туристических выставках.

Мы считаем, что при всех преимуществах экотуризма в республике остается ряд нерешенных проблем, которые препятствуют его развитию. Мы определили основные критерии устойчивого развития экологического туризма в Беларуси и факторы, препятствующие этому методом проведения SWOT-анализа. Анализ показал, что соотношение слабых и сильных сторон одинаковое (8:8). Среди сильных сторон следует отметить: территория Беларуси перспективна для развития разных видов туризма, разнообразный природно-ресурсный потенциал, наличие богатого историко-культурного наследия, благоприятная экологическая ситуация, содействие охране природы, развитая инфраструктура, наличие большого количества мероприятий (связанных с историей и культурой), возможность использования меньших капитальных и организационных затрат по сравнению другими видами туризма. Со стороны слабых сторон выделим: сезонный характер приема туристов, отсутствие механизма регулирования, незаинтересованность населения области в развитии внутреннего экотуризма, недостаток стимулирующих факторов для развития внутреннего туризма, высокая конкуренция со стороны внешнего туристического продукта, недостаток маркетинговых мероприятий, недостаточный брендинг страны, отсутствие единой информационной базы, содержащей субъекты деятельности.

Мы считаем,  что слабые стороны могут быть устранены, если стратегия продвижения экотуризма в Беларуси будет  базироваться на грамотно выстроенной коммуникации, повышающей интерес к нему как со стороны соответствующих структур власти, общественных организаций, коммерческих структур, так и со стороны целевых потребителей экотурпродукта.

Задачи PR-специалиста в области продвижения экологического турпродукта весьма разнообразны и связаны со многими проблемами, начиная с поиска каналов коммуникации, разработкой PR-проектов, заканчивая всесторонним анализом проделанной работы.

Мы вывели, что для успешного продвижения туристического продукта необходимы постоянные и эффективные коммуникационные связи с целевыми аудиториями действительными и потенциальными потребителями, посредниками, поставщиками услуг, органами государственной власти и управления, финансовыми, страховыми, банковскими учреждениями, средствами массовой информации, союзами и обществами защиты прав потребителей и т.д. Причём указанные связи должны носить разнонаправленный и пересекающийся характер.

При решении проблем, существующих в продвижении экотуризма в Беларуси, он может стать важным источником экономических выгод в равной степени для государства, для частного предпринимательства и для местного населения, а при должной организации послужит эффективным инструментом охраны природных и культурных ценностей страны.

 Список использованных источников и литературы

  1. Тарасенок, А. И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учеб.-метод. пособие / А.И. Тарасенок. – Минск: ЕГУ, 2003. – 120 с.