Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Социальная реклама: от теоретических данных к практическим исследованиям
by Ксения Корявая - Tuesday, 7 Апрель 2015, 10:24 AM
 

Марина Тутова

Ежедневно человек потребляет огромное количество рекламных сообщений, большая часть которых побуждает к покупке того или иного товара. Несмотря на то, что главная цель рекламы – получение прибыли, существует такая реклама, для которой данная цель не является первостепенной – это социальная реклама. Она призвана пропагандировать определенный образ жизни и побуждать к конкретным действиям. Цель рекламы такого типа – изменить отношение общественности к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности.

В связи с тенденцией к росту социальной рекламы в современном обществе, встает вопрос о целесообразности и эффективности создания данного вида рекламы.

Руководствуясь этим вопросом, нами было проведено исследование, с помощью которого удалось выяснить: сталкивались ли респонденты когда-либо с социальной рекламой;  какая социальная реклама встречается в повседневной жизни наиболее часто, а также, какая из них признана особо запоминающейся; какие каналы коммуникации уделяют особое внимание социальной рекламе; считается ли социальная реклама эффективным способом профилактики и решения общественно важных проблем.

Было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 60 лет различного социального статуса, и были выявлены наиболее (наименее) эффективные направления социальной рекламы из предложенных.

Исследование проводилось при помощи метода анкетирования. Была составлена анкета из восьми вопросов.

В результате проведенного исследования были получены данные, позволяющие адекватно оценить эффективность социальной рекламы  информационного общества, сделав акцент на основные проблемы современности.

В исследовании приняли участие 53% женщин и 47% мужчин. Абсолютное большинство опрашиваемых людей – это молодежь: 53%  –  группа от 17 до 19 лет, 23% –  от 20 до 25 лет, 14% –  от 25 до 40 лет,  и всего лишь 10% занимает группа от 40 до 60 лет.

Третий вопрос анкеты связан с социальным статусом аудитории. Предпочтение было отдано обучающей части населения – 57%, 23% реципиентов пришлось на долю рабочего населения, и 10% – пенсионеры и безработные.

Четвертый вопрос: «Какие на Ваш взгляд социальные проблемы современного общества являются наиболее значимыми?». К рассмотрению были предложены следующие проблемы: наркомания, преступность, СПИД, беспризорность детей, низкий уровень доходов населения, экологические проблемы, проблемы материнства и детства, политические проблемы,  вооруженные конфликты.

По мнению реципиентов, наиболее значимой проблемой общества является наркомания (30%) . Далее – это проблема преступности (20%). Беспризорность детей волнует 17% опрашиваемого населения, как правило, это люди более зрелого возраста. Актуальность проблемы СПИДа для реципиентов составила 12%. Проблемы материнства и детства значимы всего лишь на 11%. Экологические проблемы и вооруженные конфликты по степени важности занимают равные позиции – так считают 6% . Низкий уровень доходов населения является одной из «глобальных» проблем, это подтвердили 4%. Последнее место в списке занимают политические проблемы. Только 2% из 100 придают данной проблеме значимость, опираясь на текущее положение в мире.

В пятом вопросе предлагалось оценить эффективность социальной рекламы. Подавляющее большинство (53%) уверено, что социальная реклама лишь отчасти справляется с поставленной задачей.  Значительно меньше – 23% считают, что социальная реклама в основном справляется с поставленной задачей. Всего лишь 17% полагают, что социальная реклама полностью справляется с поставленной задачей: способствует профилактике и решению социальных проблем. 7% ответили, что социальная реклама абсолютно не справляется с поставленной задачей.

Шестой вопрос анкеты позволил выявить,  какой канал коммуникации наибольшим (наименьшим) образом уделяет внимание размещению социальной рекламы. Наиболее часто встречается социальная реклама на билбордах – так ответили 38% реципиентов. Интернет и телевидение часто размещает социальную рекламу на 30%, а наименьшее внимание размещению социальной рекламы уделяют печатные периодические издания – всего 2%.

В седьмом вопросе предлагалось назвать наиболее запоминающиеся социальные рекламы, которые встречались реципиентам за последний год. Были получены следующие результаты: антипропаганда курения и профилактика ПДД – 25%; против абортов – 16%; против насилия, алкоголизма, наркомании – 6%; в поддержку защиты животных – 4%; против неправильного питания, в поддержку пенсионерам, против вырубки леса – 3%.

Восьмой вопрос анкеты связан с чувствами, которые вызывает социальная реклама у реципиентов. Значительное большинство (65%) социальная реклама заставила задуматься, у 23% вызвала страх, у 8% вызвала раздражение, а 4% населения социальная реклама оставила равнодушным.

Таким образом, исследование, проведенное в рамках данной работы показало, показало, что социальная реклама не справляется полностью с поставленной задачей, тем не менее, она действует на сознание реципиентов, хотя и имеет краткосрочный эффект воздействия.