Научная конференция в рамках VIII-го Международного открытого студенческого форума «PR-кветка»
Picture of Guest user
You are currently using guest access (Login)
 
 
Picture of Ксения Корявая
Коммуникация в малых группах современных организаций: особенности взаимодействия и факторы повышения эффективности
by Ксения Корявая - Tuesday, 24 Март 2015, 12:21 PM
 

Полина Бучель
Институт журналистики БГУ

В XXI веке умение общаться, а также способность применять на практике правила коммуникационного взаимодействия являются необходимыми навыками, без которых невозможна организация эффективной трудовой деятельности. Так, коммуникация имеет огромное значение для успешной деятельности любой современной организации. И для успешного ее функционирования необходимы не только слаженная работа и эффективное взаимодействие всех её отделов, представленных малыми группами, но и, прежде всего, грамотно налаженная внутренняя коммуникация. Именно это и обуславливает актуальность данного исследования.

Объектом научного исследования является коммуникация в малых группах. Целью исследования является изучение особенностей коммуникации в малых группах на эмпирической базе PR-отдела рекламного агентства «Likemedia» и поиск способов повышения эффективности коммуникационных взаимодействий в малых группах.Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:исследовать коммуникативные процессы в малых группах и определить их соотнесенность с межличностной коммуникацией;выявить степень влияния общей эмоциональной атмосферы коллектива на эффективность коммуникаций малой группы; сделать выводы на основе полученного исследования и определить способы повышения эффективности коммуникации в малых группах.

Исследованиякоммуникативного взаимодействия малых групп проводилось на эмпирической базе отдела по связям с общественностью рекламного агентства «Likemedia». В данном отделе, состоящем из шести человек и, соответственно, представляющим собой малую группу,исследования осуществлялись при помощи социометрического среза (опроса), направленного на изучение отношений среди сотрудников, а также на выявление лидеров в коллективе и тех, кто отвергается большинством индивидов в группе. Кроме того, было проведено тестирование по методики К. Томаса, которое помогло выявить особые предрасположенности участников группы к конфликтному поведению, определить стиль разрешения конфликтной ситуации каждого индивида. Также сотрудникам был предложен тест, направленный на определение коммуникативных и организаторских способностей сотрудников (КОС).

Изучив коммуникативные особенности, структуру и свойства малых групп, удалось установить, что именно в малых группах преобладают непосредственные личные контакты, благодаря которым выполняется ряд особых коммуникативных функций. Это объясняется узкой коммуникативной средой, небольшой численностью групп и условиями постоянного прямого социального контакта между участниками малых групп. Кроме того, было выявлено, что внутригрупповая коммуникация напрямую связана со степенью развитости межличностной коммуникации индивидов группы.

Результаты социометрического среза (коэффициент взаимности выбора KB=50%, т.е. показатель выше среднего) проведённого в отделе по связям с общественностью рекламного агентства «Likemedia» также подтвердили, что внутригрупповые отношения во многом зависит и от уровня развитости межличностной коммуникации среди индивидов малой группы.

Результаты тестирования по методике Томаса и теста на выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС) позволили определить, что эмоциональную компетентность каждого члена группы обуславливают степень эффективности внутригрупповой коммуникации и трудовой деятельности. Эмоциональное поведение людей в процессе межличностной коммуникации, эмоциональная компетентность и способность совершать эмоциональную работу – это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на эффективность коммуникативного взаимодействия.

На основе результатов проведенного исследования, можно утверждать, что личные связи между участниками группы в большинстве случаев характеризуются особой прочностью. Именно по этой причине малым группам свойственна устойчивая коммуникативная структура.

На базе проведенного исследования, анализа данных, результатов социометрического среза и тестирования, удалось определить факторы повышения эффективности коммуникации в малых группах.Так, одними из главных факторов эффективности коммуникативных взаимодействий являются сплоченность группы, умение приходить к обоюдному согласию при принятии ответственных решений, навыки в коммуникации участников группы, а также личностные характеристики каждого индивида в отдельности.

Таким образом, ряд факторов повышения эффективности коммуникативного взаимодействия можно представить в следующем виде: границы численности группы (соответственно числу 7+2); состав малой группы (формируется в зависимости от коммуникативных и организаторских способностей её членов); обязательное установление согласия при принятии групповых решений, формирование общих норм и ценностей; работа над повышением уровня сплоченности; изучение преобладающих типов поведения в конфликтных ситуациях, анализ и стимулирование развития организаторских и коммуникативных способностей каждого индивида в группе; стимулирование роста эмоциональной компетентности членов малой группы.