Международная интернет-конференция «Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ»
Изображение пользователя Гость
Вы используете гостевой доступ (Вход)

Обращение к участникам

Радикальные изменения в цивилизационной динамике современного мира во многом связаны с беспрецедентным ростом влияния информационно-технологического фактора на все стороны человеческой жизни, что проявляется в возникновении новых cимволических практик в культуре, новых социальных общностей, новых способов отношения человека с миром, другими людьми, самим собой. Эти качественные сдвиги в жизни общества бросают определенный вызов системе образования и, прежде всего, университетской эдукологии, призванной не только подготовить студента к будущей профессиональной деятельности, но и обеспечить его средствами ориентации в реалиях «глобальной деревни», виртуального пространства, постоянно развивающейся информационно-коммуникационной среды.

В данном контексте эксплицируется первый круг проблем, к обсуждению которых организаторы Интернет-конференции хотели бы привлечь научно-педагогическую общественность. Речь идет о публичной экспертизе ответов современного университета на вызов культуры, а также тех феноменов, с которыми сегодня столкнулось университетское сообщество, обнаружив при этом возникающее отставание в использовании возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями. Возникает вопрос, что может противопоставить университет засилию медиальных образов, сужающих иногда творческую деятельность не только студента, но и преподавателя, и какие взаимоотношения с электронной культурой он должен практиковать в своей информационно-образовательной среде?

Вторая проблемная область нашей конференции связана со стратегической альтернативой в развитии информационно-образовательной среды. С одной стороны, университеты накопили большой опыт оптимизации образования за счет рационального использования электронных сред, а с другой, вырисовывается принципиально иная перспектива совершенствования университетской эдукологии — перестройка всей системы образования на информационно-коммуникативных принципах. Последнее означает технологическую рокировку – постановку на место лекционно-семинарской системы новых форм учебной организации, например, Интернет-образования: блогов студентов и преподавателей, малых международных групп, сообществ технической и педагогической поддержки; телеконференций в системах Skype i Flashmeeting (группы преподавателей, группы студентов и преподавателей), разного рода средств коммуникации (MSN в основном для студентов, e-mail для всех участников образовательного и научного процессов), а также Google как вспомогательного научно-образовательного пространства. Могут ли сосуществовать такие новые формы образования и традиционные? Какого рода информационно-компьютерная компетентность необходима в этом случае преподавателю? Как должна изменяться система управления образовательным процессом в связи с его выходом за пределы учебной аудитории?

Третий блок проблем касается информационной политики и апеллирует к выбору модели закрытого или открытого университетского образования. Речь идет о столкновении коммерческих интересов ученых и преподавателей, претендующих на авторское право на свой интеллектуальный продукт, размещенный в Интернете, и обусловленных этим некоторых ограничений в доступе к информации, что вступает в противоречие с академическими принципами использования информации без ограничений, иначе «образованием без границ». Вторая позиция, как известно, стимулируется и системами ранжирования университетов и отражена, в частности, в рейтинге Webometrics Ranking of World Universities. Как гармонизировать эти две противоборствующие тенденции? Все ли составляющие этой проблемы находятся в ведении университетов? Сегодня очевидно, что в зависимости от стратегического предпочтения в информационной политике возникает определенная конфигурация научно-образовательного пространства, а также формируются контуры международного университетского сотрудничества.

Контексты международного сотрудничества университетов образуют четвертый контур дискуссий в рамках настоящей Интернет-конференции. Возникновение геополитического объединения СНГ – неоднозначный в научно-образовательном смысле акт. Его противоречивость обусловлена спецификой национальных траекторий стран-участниц этого объединения, направленностью реформирования, особенностями имеющихся интеллектуальных ресурсов стран-партнеров. В чем состоит специфика устройства информационно-образовательного пространства стран СНГ, и чем оно отличается, например, от мирового научно-образовательного пространства? Каким образом может быть обеспечена паритетность и взаимовыгодность сотрудничества университетов региона СНГ, в котором страны-участницы обладают разным потенциалом и несовпадающими в полной мере интересами? Каковы перспективы национальных информационных научно-образовательных инициатив в ситуации жесткой стандартизации и унификации общих информационных ресурсов?

Задача Интернет-конференции, проводимой в соответствии с Планом приоритетных мероприятий государств — участников СНГ в области образования, может быть сформулирована как совместное движение к артикуляции и анализу стоящих перед университетскими сообществами СНГ проблем постоянного совершенствования научно-образовательной деятельности и к выработке предложений относительно путей их решения. Оргкомитет рассчитывает не только на активное участие научно-образовательных сообществ в обсуждении обозначенных выше проблемных областей, но и в содействии в оптимизации организационной и содержательной структуры настоящей и будущих Интернет-конференций с целью повышения их коммуникативной и научно-образовательной эффективности.

Оргкомитет

Последнее изменение: Пятница 2 Ноябрь 2012, 11:50